Эксперты «Ромира» выяснили, какие стратегии выбирают потребители спустя месяц после жестких западных санкций. Среди пяти условных категорий — «аскеты», «инвесторы», «паникеры». В каждую из них входит примерно равное число россиян
В условиях высокой волатильности рубля и санкционного давления россияне поделились на группы,исходя из стратегии потребительского поведения. Исследователи «Ромира» на основе опросного метода классифицировали их следующим образом: «аскеты», «инвесторы», «стратеги», «паникеры», «рационалисты».
Эксперты компании ведут анализ потребительского поведения россиян с первых дней после введения жестких западных санкций в конце февраля. Результаты исследования проекта «М-пульс» (есть у РБК), который проводится волнами с 5 марта, были представлены на конференции «М-холдинга»(в него входит исследовательская компания «Ромир»), прошедшей 7 апреля в Росстате.
По состоянию на 3 апреля пять указанных стратегий потребительского поведения использовали практически одинаковое количество россиян: доля «стратегов» чуть превалировала (23%), по остальным категориями распределились 17–21% граждан. «Стратегам» свойственно увеличение трат на многие категории товаров, не относящихся к товарам первой необходимости и базовым продуктам питания. Чаще всего представители этой категории увеличивают траты на алкоголь, а кроме этого,на БАДы и витамины, смартфоны, бытовую технику, ювелирные изделия, салоны красоты, ремонт автомобиля, отдых и развлечения. Как пояснили РБК в «Ромире», «стратегический» характер их потребления отражается в покупках товаров, которые могут в дальнейшем подорожать.
На другом полюсе —«аскеты» (21% опрошенных),они экономят на всем, кроме еды. В этой категории выше, чем в других сегментах, доля людей в возрасте 18–24 лет. «Инвесторы» (их 17%) увеличили расходы на ремонт автомобиля и страхование. «Паникеры» закупают впрок товары первой необходимости (18%): среди них самая высокая доля людей со средним заработком. Они, в частности, увеличили траты на кофе, сладости, деликатесы, косметику, средства личной гигиены и корма для животных. Наконец, «рационалисты» (21%)— это те люди, которые не увеличивают траты ни на одну категорию. В первую волну опросов (в начале марта) их было больше всего— 27%.
Переключение на дешевые товары
Как говорится в исследовании, самой распространенной моделью поведения россиян в попытке преодолеть экономические трудности стал отказ от дорогостоящих покупок и товаров длительного пользования (ее придерживаются 54% опрошенных). Чуть меньшая доля людей сокращает расходы на отдых и развлечения. О том, что экономические проблемы в стране никак их не затронули, сообщили лишь 6% респондентов. Самым популярным вариантом поведения при сокращении расходов на еду и товары первой необходимости оказалось переключение на товары по скидкам и акциям (66% ответов), а такжена более дешевые товары (65%).
Читайте на РБК Pro Pro Станут ли подгузники роскошью: прогноз по рынку детской гигиены Статьи Pro Как конфликт в Йемене повлияет на санкции против российской нефти Статьи Pro ИТ-компании на чемоданах. Помогут ли меры поддержки остановить их отъезд Статьи Pro x The Economist Будет ли нефть стоить $200 за баррель — The Economist Статьи Pro «Я ничего не подписывал»: почему не работают сделки на словах и расписки Статьи Pro Почему в кризис лучше сокращать сотрудников, а не снижать всем зарплаты Инструкции Pro Вам необходимо снизить фонд оплаты труда. Как сделать это законно Инструкции Pro Что будет с «брошенными» в России H&M, IKEA и BMW. Отвечают юристы Статьи
Кроме того, «Ромир» назвал категории товаров, от которых покупатели готовы отказаться в первую очередь. Среди таких товаров ювелирные украшения, недвижимость, системы нагревания табака и вейпы. От продуктов питания, фруктов, лекарств россияне отказываться не готовы.
Также исследователи выяснили, на какие товары потребители сократили и увеличили свои расходы в начале апреля. В топе по росту трат— продукты питания, лекарства, различные непродовольственные товары (расходы на них увеличили от 36 до 45% респондентов). Около 30% опрошенных сократили расходы на одежду, обувь и сладости.
Быстрый рост цен в России начался в конце февраля— начале марта после введения западных санкций против резервов ЦБ и последовавшего ослабления рубля. За две недели, с 25 февраля по 11 марта, ониподнялисьболее чем на 4%, затем рост замедлился, но оставался высоким. До 1% инфляцияопустиласьтолько на последней отчетной неделе— с 26 марта по 1 апреля. Подорожание сопровождалось всплесками спроса на некоторые группы товаров— сахар,средства личной гигиены, гречку, лекарства и другие. Ажиотажный спрос на товары первой необходимостиначал сходитьна нет, заявилв Госдуме 7 апреля глава правительства МихаилМишустин, напомнив, что за прошлый месяц по результатам проверок ФАС возбудила семь уголовных дел.
Подпишись на Telegram РБК Будьте в курсе последних новостей даже в условиях блокировок