К чему приведет Четвертая промышленная революция? Что ждать человечеству от киберфизических систем? Как обезопасить себя в цифровом мире? Об этом в интервью РИА Новости рассказал президент Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР), профессор Александр Шелупанов.
— Есть brownfield – это научные направления, которые давно известны и всем понятны. ТУСУР традиционно занимается микроэлектроникой, системами связи, телекоммуникацией, космическим инжинирингом. Мы создаем космические системы и испытательные комплексы, которые стоят на всех российских космодромах и предприятиях Роскосмоса.
Наука
Мы стали анализировать, а чем, собственно, сейчас занимается мир? Какие результаты публикует научная общественность по разным направлениям? Выясняется, что количество публикаций в некоторых областях знаний начинает уменьшаться.
Например, если вы возьмете металлургию, то увидите, что в 50-х годах был взрыв публикационной активности, а сегодня едва найдется несколько десятков достойных научных статей на эту тему. Научное направление хорошо изучено, там уже сложно рассчитывать на “прорыв”. Между тем направление, связанное с информационной безопасностью и киберфизическими системами, напротив, становится очень востребованным, идет взрыв публикационной активности.
А ведь именно этим направлением подготовки ТУСУР начал заниматься еще 25 лет назад: 80 процентов всей наукоемкой продукции в регионе создается нашими выпускниками – IT-специалистами. Это дает веские основания заявить, что в рамках программы “Приоритет 2030” мы сделаем новую науку – IT, безопасная среда и киберфизические системы.
Наша задача состоит в том, чтобы от образования перейти к науке. Для этого нужно найти приложение IT везде, где только можно: в медицине, цифровизации общественного устройства, экономике, создании новых платформ.
Все работы ведутся осознано, без лишней шумихи. Чем больше ты шумишь, тем меньше эффекта. Но мы все прекрасно знаем, что закрытая наука зачастую опережает открытую, жаль только, что ее плодами человечество пользуется гораздо позже.
Зондовая станция в лаборатории СВЧ ТУСУР
— Рынок киберфизических систем безграничен: это любые датчики, сенсоры или приборы, которые оснащены информационной системой, позволяющей обмениваться информацией через заданные протоколы. Невозможно перечислить огромное количество применений — “умные дома”, квантовые технологии, автономные системы, беспилотники, дополненная реальность, трехмерная печать, моделирование симуляторов, нанотехнологии, нейротехнологии – это все то, что определяет Четвертую технологическую революцию, которая сегодня уже началась.
Однако, как только появляется информационная инфраструктура, как только речь заходит об опасных производствах и обороне и возникают 15 “критических” областей, сразу всплывает вопрос кибербезопасности, поскольку абсолютных защит здесь нет.
У нас многие годы работает единственный на территории Урала, Сибири и Дальнего Востока диссертационный совет по направлению “информационная безопасность”, проходит большое количество защит по самым разным темам: модели угроз, модели противодействия этим угрозам, форензика (наука о раскрытии преступлений, связанных с компьютерной информацией), криптография (наука о методах обеспечения конфиденциальности, целостности данных, шифрования), квантовое распределение ключей, комплексные системы безопасности на основе методов искусственного интеллекта, стеганография (способ передачи или хранения информации с учетом сохранения в тайне самого факта такой передачи).
Мы все умрём. Но это не точноЧасы, холодильник, телефон, автомобиль — микроэлектроника используется повсеместно и ее применение будет только расти. Как работают микросхемы и из чего они состоят. Зачем ученому, занимающемуся микроэлектроникой, знания в области генетики. Как преодолеть ограничения, с которыми столкнулась эта технология, и причем тут СВЧ-излучение и фотоны.
— В цифровой среде мы все состоим из единичек и ноликов, а раз мы состоим из единичек и ноликов, значит, можем в изображение встроить дополнительную информацию и незаметно ее передать из пункта А в пункт Б (от абонента А абоненту Б), а на том конце эту информацию расшифровать, используя соответствующий алгоритм. Я вам отправил песенку или видео, а в файлах есть дополнительный зашифрованный контент, который вы получаете. Сейчас это очень популярная история.
— Все процессы должны быть пересмотрены в части цифровизации. Это приведет к появлению новых принципов передачи информации. Сегодня все активно говорят про квантовые технологии. Недавно мы с нашими индустриальными партнерами развернули первый на территории Урала, Сибири и Дальнего Востока узел квантового распределения ключей. В ближайших планах создание университетской квантовой сети.
Когда я слышу возражения, что это безумно дорого и невозможно сделать, я советую всем скептикам сходить в музей и посмотреть на первые образцы приборов, которыми впоследствии массово стало пользоваться человечество. Например, всего 40 лет назад невозможно было представить наличие мобильного телефона практически у каждого жителя планеты. Я уже не говорю про широкий спектр всевозможных приложений и гаджетов.