Биткоином по санкциям. Можно ли торговать с Западом криптовалютой

Сделки с криптой не привязаны к долларовой системе, и отслеживать технологию блокчейна банки неспособны. Иран живет под санкциями сорок лет, успешно закупая импортные товары благодаря легализации биткоина. Второе место по добыче криптовалюты — у Казахстана. Однако в России эта сфера не регламентирована, а цифровой рубль пока на стадии тестирования. В перспективах такой формы денег разбиралось РИА Новости.

Без контакта с долларом

Западные аналитики считают: чтобы уходить от проверок и блокировок, российские организации могут использовать цифровые активы. При этом криптовалютой авторы исследований — например, The New York Times — называют и цифровой рубль. “Наивно думать, что Россия не предусмотрела этот сценарий”, — говорит Майкл Паркер, юрист вашингтонской компании Ferrari & Associates.

Чтобы ограничения были эффективными, нужна контролируемая государством финансовая система. Важнейшую роль здесь играют кредитные организации: они видят, откуда поступают и куда уходят средства. Законы о борьбе с отмыванием денег требуют от банков блокировать сделки с подсанкционными организациями и сообщать властям о попытках транзакций.

Но криптовалюты работают если не в обход финансовых структур, то параллельно им. По сути, сейчас России нужно найти способы торговать, не контактируя с долларовой системой. Криптотрейдинг предоставляет такую возможность. И хотя транзакции записываются в блокчейне, что делает их прозрачными, цифровые технологии могут скрывать часть цепочки. Это позволит западным юрлицам тайно торговать с российскими.

Биткоином по санкциям. Можно ли торговать с Западом криптовалютой

Иранцы выходят из здания фондовой биржи Тегерана

Некоторые государства уже освоили этот способ. Иран и Северная Корея использовали цифровые валюты для смягчения последствий западных санкций, что подтверждают официальные лица США и Организации Объединенных Наций. Более того, The New York Times, ссылаясь на отчет ООН, утверждает: Пхеньян применял хакерские программы для кражи криптовалюты на финансирование ядерной программы.

Все это стало возможным благодаря легализации криптотрейдинга в самих Штатах. С 2015-го там начали выдавать лицензии для биткоин-бизнеса. С этого момента количество цифровых валют в мире резко выросло. Согласно отчету компании Crypto.com, в середине прошлого года 220 миллионов человек по всей планете покупали или продавали криптовалюту.

Зарплата в биткоинах

В 2021 году консалтинговая фирма Elliptic, которая специализируется на анализе криптофинансов и блокчейна, сообщила: Иран использует доходы от майнинга биткоинов, чтобы компенсировать санкционные ограничения на продажу нефти.

В 2018-м криптовалюту в стране запретили из-за опасений оттока капитала, но вскоре легализовали. Аналитический центр при президенте рассчитал — майнинг может приносить 700 миллионов в год и создавать рабочие места.

Иранским криптомайнерам выдают гослицензию, предоставляют скидку на электроэнергию. Но всю криптовалюту они должны сдавать государству. При этом официальный оклад получают в биткоинах. За работу без лицензии штрафуют. Нелегальные фермы, например, умудрялись открывать даже в мечетях.

Однако из-за большой нагрузки на электросети майнинг в Иране периодически запрещают, из-за чего доход от криптовалюты нестабильный. По оценкам Elliptic, в начале 2020-го на Иран приходилось порядка 4,5% мирового майнинга биткоина, что по курсу на тот период составляло около миллиарда долларов.

На государственном уровне разрабатывают и цифровой риал, а в 2019-м тогдашний президент Хасан Рухани предложил мусульманским странам создать единую электронную валюту для “избавления от господства доллара”. Но дальше слов дело пока не пошло.

Биткоином по санкциям. Можно ли торговать с Западом криптовалютой

Эмблема криптовалюты биткоин на конференции Russian Blockchain Week 2017 в Москве

Эхсан Газизаде, генеральный директор криптовалютной биржи Exchange Iran, в разговоре с профильным изданием Cointelegraph допустил, что тестирование цифрового риала могут завершить в течение года. Не все иранские банки считают крипту подходящим для международной торговли инструментом. Но им, по мнению Газизаде, может стать централизованно эмитируемый цифровой риал.

Поскольку такая форма денег расширяет возможности по финансовым сделкам, центральные банки многих стран занимаются разработками в этой области. По данным трекера цифровых валют Атлантического совета, исследования ведут почти 90 государств, на долю которых приходится более 90% мировой экономики — в том числе США.

Девять стран, в основном Латинской Америки, уже запустили свои цифровые валюты. Правда, не все от хорошей жизни. Например, в Сальвадоре биткоином пользуется три миллиона человек, но у большинства населения нет банковских счетов. В Китае тестирование цифрового юаня закончено, его запуск может произойти со дня на день.

Казахстанские власти “режут золотую курицу”

Россия граничит со страной, которая в прошлом году заняла второе место в мире по добыче криптовалюты, — Казахстаном. Таких позиций достигли по двум причинам: приход на рынок китайских майнеров и низкие цены на электричество. Например, в Нур-Султане один киловатт энергии в час стоит всего 0,92 рубля. Для сравнения: в Москве самый дешевый ночной тариф — 2,69 рубля.

Согласно данным Национальной ассоциации блокчейн и индустрии дата-центров, легальные игроки рынка ежегодно приносят казахстанской экономике 227 миллионов долларов. Еще столько же страна недополучает от серых майнеров. “Если на официальное потребление приходится 800 мегаватт электроэнергии, то на серый майнинг — 1,3 гигаватта”, — рассказывает вице-президент ассоциации Сергей Путра.

Биткоином по санкциям. Можно ли торговать с Западом криптовалютой

Источник ria.ru