Предустановленный отечественный софт появился на импортных гаджетах год назад в рамках госпрограммы, которую часто называли “законом против Apple”. Помогло ли это разработчикам и какие перспективы у них и потребителей в нынешних условиях — в материале РИА Новости.
Устанавливай наше
Весной прошлого года покупатели смартфонов стали обнаруживать на рабочем столе только что активированного устройства программы, которые обычно инсталлируют самостоятельно. В списке из 16 пунктов преобладало ПО от Яндекса и Mail.ru Group (сейчас — VK). Не обошлось и без экзотики вроде мессенджера ICQ.
Идея предустановки российского ПО, поправки к закону “О защите прав потребителей”, возникла несколько лет назад и выражала мировой тренд цифрового суверенитета. В России инициатива была логическим продолжением мирового соглашения ФАС и Google 2017 года, по которому при первом включении Android-устройств пользователям показывали окно выбора поисковика по умолчанию — “Яндекс”, Google или Mail.ru. Аналогично поступили, кстати, через три года в Евросоюзе, решив, что доминирование Google в поиске необходимо ограничить.
Законопроект в процессе подготовки сильно изменился. Изначально предполагалось, что российские программы попадут на умные телевизоры, смартфоны, планшеты, ноутбуки и персональные компьютеры. Но в 2020-м ФАС смягчил требования для ПК. Тому были объективные причины: огромное количество компьютеров продается без предустановленной операционной системы, а многие собирают как конструктор самостоятельно. Для остальных же компьютеров (с лицензионной ОС Windows) нужна установка единственной программы “Мой офис стандартный. Домашняя версия”. От носимых гаджетов вовсе отказались, поскольку многие часы и браслеты лишены возможности загрузки стороннего софта.