Телефонный мошенникДзен
Звонок “из ФСБ”, сообщение от фейкового руководителя или взлом аккаунтов — эти три аферы стали самыми распространенными в ушедшем году. Полицейские утверждают, что суммарный ущерб — около 150 миллиардов в год. У банкиров число еще более пугающее — 250 миллиардов. О том, как не попасть на удочку, — в материале РИА Новости.
Фишинговый сайт
По словам директора департамента противодействия мошенничеству Сбербанка Сергея Велигодского, около 40 процентов преступных схем реализуются через взлом аккаунтов “Госуслуг”, где содержатся буквально все персональные данные человека: от находящихся в собственности объектов недвижимости до банковских счетов.
Способов обмана много. Например, злоумышленники могут отправить письмо на электронную почту или СМС с информацией, что зафиксирован подозрительный вход в аккаунт. И номер телефона, куда следует позвонить.
Справочно-информационный интернет-портал “Госуслуги”
Человек — в полной уверенности, что общается со службой безопасности портала, — выполняет все указания, после чего лишается либо денег на вкладах, либо недвижимости, либо того и другого.
Также создают сайты, внешне идентичные официальному порталу, и рассылают уведомления на электронную почту или в мессенджер с просьбой подтвердить паспортные данные. Переходя по ссылке, человек вводит свои логин и пароль, а преступник получает доступ к настоящему аккаунту.
Не переходите по подозрительным ссылкам и ни в коем случае не вводите персональные данные, а также логины и пароли.
Fake-босс
Еще один распространенный и относительно новый вид мошенничества — так называемый фейковый начальник. Изучив сайт той или иной организации, злоумышленники создают фейковый аккаунт кого-либо из руководителей в одном из популярных мессенджеров и завязывают диалог с кем-нибудь из подчиненных.
“Была как под гипнозом”. Сколько украинские мошенники отобрали у россиян8 сентября 2024, 08:00
При этом аферисты используют фотографии начальника или с помощью искусственного интеллекта генерируют аудиосообщение с его голосом. Готовы также прислать копии служебных документов. Затем под различными предлогами выманивают пароли для доступа к банковским счетам сотрудника, уговаривают, требуют перевести деньги или передать наличные курьеру.
В таких ситуациях силовики рекомендуют проверять правильность номера или аккаунта руководителя, а также обращать внимание, появляется ли в мессенджере уведомление “Заблокировать” или “Добавить”. Если нет, то абонента нет в списке контактов. При малейшем подозрении лучше сразу позвонить руководителю.
Между тем, по словам вице-президента “Сбера” по кибербезопасности Сергея Лебедя, большинство мошенничеств — 85 процентов — телефонные. Также для звонков аферисты используют мессенджеры.
Смартфон
Звонок “следователя”
Звонят “из ФСБ”, “МВД” и “СК”.
“Представляются сотрудниками органов безопасности или других правоохранительных структур. Убеждают человека перевести личные или кредитные денежные средства на “безопасный счет” или срочно обналичить с последующей передачей курьеру якобы с целью обеспечения их сохранности, а также для оказания помощи оперативным сотрудникам в предупреждении и раскрытии преступлений экономического характера, — объясняют в ФСБ России. — Кроме того, мошенники нередко используют схему вымогательства денег в обмен на закрытие возбужденных, с их слов, “уголовных дел” в отношении граждан или членов их семей”.
“Уязвимое место есть у всех”. Как россиян заставляют совершать теракты