Минтруд предлагает расширить программу субсидирования найма на беженцев и сокращенных из-за кризиса россиян. По его оценкам, программа может затронуть 15 тыс. беженцев и 60 тыс. из 1,2 млн находящихся под риском увольнения

Власти предложили доплачивать работодателям за наем беженцев

Для предупреждения роста безработицы в условиях внешнего санкционного давления необходимо расширить перечень граждан, при найме которых работодатели могут получить субсидию из Фонда социального страхования (ФСС) в 2022 году. Об этом говорится в пояснительной записке к проекту постановления правительства, разработанного Минтрудом (документ и сопроводительные материалы к нему есть у РБК, их подлинность подтвердил источник, знакомый с инициативой).

Предполагается, что предложение будет рассмотрено на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений 27 мая, следует из проекта повестки мероприятия (также есть у РБК). Положительный отзыв на проект постановления уже дали Минэкономразвития, Минюст и ФСС. Против выступает Минфин.

За каких работников предлагается давать субсидии

По мнению Минтруда, необходимо включить в программу субсидирования найма три новые категории работников:

  • «граждан Украины, ДНР и ЛНР и лиц без гражданства, которые прибыли на территорию России в экстренном порядке» и получили свидетельство о признании беженцем или свидетельство о предоставлении временного убежища в России;
  • безработных граждан, трудовой договор с которыми был прекращен в 2022 году в связи с ликвидацией организации/ИП или сокращением численности штата (такие основания предусмотрены пп. 1–2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса);
  • работников, находящихся под риском увольнения, а именно тех, для кого ввели режим неполного рабочего времени, простой, временную приостановку работ. К этой категории также относятся сотрудники, которых отправили в отпуск без сохранения зарплаты или перевели на постоянную работу к другому работодателю.

Читайте на РБК Pro Pro Не все деньги должны работать: как создать в компании резервный фонд Инструкции Pro Какой рубль выгоден государству — сильный или слабый? Статьи Pro Alibaba торгуется по рекордно низкой цене. Стоит ли покупать Статьи Pro x The Economist Какие секреты Google и Apple прячут в отчетности Статьи Pro Кастовость, стартапы, осторожность — что нужно знать о бизнесе в Индии Статьи Pro Продажи предметов роскоши растут быстрее ожиданий. Как на этом заработать Статьи Pro Почему обвалились продажи NFT Статьи Pro МТС неожиданно решила выплатить дивиденды. Что это значит Статьи

Как работает программа субсидирования найма сейчас

Субсидирование найма действует с марта 2021 года. Получить выплаты можно при следующих условиях:

  • компания трудоустроила безработного, который потерял работу во время пандемии;
  • компания трудоустроила сотрудника до 30 лет, которому сложно найти работу без помощи государства: недавнего выпускника, человека без профессионального образования, молодую маму, гражданина с инвалидностью, сироту, освобожденного из тюрьмы, состоящего или состоявшего на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и т.д.

Объем субсидий работодателю равен трем минимальным размерам оплаты труда, увеличенным на районный коэффициент, сумму страховых взносов за таких работников и количество трудоустроенных. Выплата субсидии проходит в три этапа— после того как сотрудник проработает один, четыре и семь месяцев.

Чтобы получить господдержку, работодателю нужно обратиться в центр занятости для подбора специалистов на имеющиеся вакансии. После этого надо подать заявление в ФСС, который занимается распределением и выплатой субсидий.

Сколько работников могут попасть под программу

«В период пика напряженности на рынке труда в связи с ковидом под риском увольнения находилось порядка 1,2 млн человек. Аналогичный прогноз возможен и в текущем году в связи с внешним санкционным геополитическим и экономическим давлением недружественных стран»,— говорится в сопроводительных материалах Минтруда к проекту постановления. По оценке ведомства, содействие в трудоустройстве может понадобиться 5% от указанной численности, то есть 60 тыс. человек. Субсидии позволят снизить социальную напряженность среди них и обеспечить бесшовное продолжение трудовой деятельности, полагают в ведомстве.

Число беженцев с Украины, из ДНР и ЛНР, которым может понадобиться подобная поддержка, в министерстве оценивают примерно в 15 тыс., в результате чего общая численность участников программы составит 75 тыс. человек. В Минтруде отметили, что два раза в неделю получают от региональных служб занятости сведения о численности прибывших беженцев и она постоянно растет.

«Указанные категории граждан являются социально незащищенными, не имеют дохода и жилья. При этом большинство из них находятся в трудоспособном возрасте и нуждаются в поддержке. Содействие работодателям в трудоустройстве лиц данной категории создаст условия для их закрепления на территории России»,— указали в Минтруде.

Учитывая их распределение по регионам и то, что многие граждане прибывают с детьми, их успешное трудоустройство будет влиять на рост численности населения в регионах с неблагоприятной демографической ситуацией, следует из сопроводительных материалов к проекту постановления.

Дополнительных затрат реализация инициативы не потребует, полагают в Минтруде. Выплаты новым категориям потребуют 4,5 млрд руб., которые уложатся в пределы 7 млрд руб., запланированных на 2022 год на реализацию программы, говорится в документах.

По последним данным, озвученным вице-премьером Татьяной Голиковой 20 мая, число безработных в России составило 679,1 тыс. человек. В простое находятся 136,1 тыс. работников, а на неполной занятости— 122,5 тыс. Число беженцев с Украины и из Донбасса в Россию превысило миллион человек, заявлял в конце апреля президент Владимир Путин.

По прогнозу Минэкономразвития, уровень безработицы в России в 2022 году составит 6,7% в базовом сценарии и 7% в консервативном.

В аппарате вице-премьера Татьяны Голиковой переадресовали вопросы РБК в Минтруд. В министерстве не ответили на запрос.

Почему возражает Минфин

Проект постановления, разработанный Минтрудом, согласовали Минэкономразвития, ФСС и Роструд (их отзывы есть у РБК), однако Минфин его не поддержал. Как следует из таблицы разногласий Минфина и Минтруда, с которой ознакомился РБК, основные претензии министерства сводятся к следующему:

  • предлагаемые меры не предусмотрены правительственным планом первоочередных действий, однако уже реализуются другие— общей стоимостью около 40 млрд руб. Среди них— мероприятия по временному трудоустройству и переобучению работников под риском увольнения, организация общественных работ и т.д. Этих мер достаточно, чтобы минимизировать негативные последствия нынешней социально-экономической ситуации, полагают в Минфине;
  • по указу президента руководству субъектов и так поручено оперативно мониторить ситуацию на рынке труда и принимать меры по проактивной поддержке занятости, а также по трудоустройству беженцев;
  • расширение категорий субсидирования приведет к сокращению численности трудоустраиваемой молодежи на 60% от запланированного количества 127 тыс. человек, что создает существенные риски недостижения целевых показателей долгосрочной программы содействия занятости молодежи на период до 2030 года;
  • программа субсидирования найма крайне не востребована у работодателей, а следовательно, неэффективна. В 2021 году на эти цели в бюджете ФСС было выделено 12 млрд руб., однако кассовое исполнение составило всего 0,85 млрд руб., то есть 7% предусмотренных средств. В 2022 году на трудоустройство молодежи было выделено 7 млрд руб., но по состоянию на март кассовые расходы отсутствуют.

Минфин и Минтруд договорились внести проект постановления в правительство с разногласиями, говорится в документах. В Минфине не ответили на запрос РБК.

Материалы к статье Авторы Теги Подпишись на VK РБК Получайте новости быстрее всех

Источник rbc.ru