Останки затонувшей на глубине около 20 метров 50-метровой несамоходной баржи, построенной до 1942 года, были найдены дайверами проекта 1XPEDITION в малой Никоновской бухте Ладожского озера у острова Валаам. Именно такие баржи с начала войны, по мнению исследователей, перевозили военных и доставляли продовольствие в блокадный Ленинград.
“Уникальность этого затонувшего объекта состоит в том, что таких барж, музейной сохранности, практически не осталось. Это судно символизирует не только жизнь, которую она несла Ленинграду, обеспечивая поток продовольствия, оружия и хозяйственных грузов, но и силу и волю тысяч людей”, – рассказал координатор проекта 1XPEDITION Сергей Куликов.
1 из 3Доставка продовольствия по Ладожскому озеру на барже в осажденный Ленинград. 1942
2 из 3Баржа на Ладожском озере
3 из 3
Буксирование несудоходной баржи по Ладожскому озеру
1 из 3Доставка продовольствия по Ладожскому озеру на барже в осажденный Ленинград. 1942 2 из 3Баржа на Ладожском озере3 из 3
Буксирование несудоходной баржи по Ладожскому озеру
Под водой участники экспедиции увидели прекрасно сохранившуюся в холодной пресной воде деревянную баржу, без видимых повреждений, с двумя трюмами, кнехтами и надстройками. На одном из бортов еще можно разобрать номер, похожий на С3 8-12. Это позволит изучить судьбу и историю этого судна в архивах, считают исследователи.
1 из 7Группа дайверов готовится к погружению
2 из 7Макет баржи
3 из 7Отлично сохранившийся кнехт
4 из 7Удивительное состояние затонувшего объекта
5 из 7На борту можно прочитать остатки сохранившегося номера
6 из 7Носовая часть затонувшего объекта
7 из 7Подгонка оборудования к погружению1 из 7Группа дайверов готовится к погружению2 из 7Макет баржи3 из 7Отлично сохранившийся кнехт4 из 7Удивительное состояние затонувшего объекта5 из 7На борту можно прочитать остатки сохранившегося номера6 из 7Носовая часть затонувшего объекта7 из 7Подгонка оборудования к погружению
“Когда около трех миллионов человек оказались в блокадном кольце, единственной надеждой Ленинграда выстоять в условиях отсутствия сухопутной связи со страной стала Ладога. На таких баржах доставлялось продовольствие, военное имущество и осуществлялась эвакуация людей и техники. За период навигации 1942 года в Ленинград по Ладожскому озеру перевезено 790 тысяч тонн грузов, эвакуировано 540 тысяч человек”, – отметил Сергей Куликов.
Исследования в акватории Ладожского озера будут продолжены при поддержке сотрудников Морской геодезии, которые занимаются обновлением электронных карт. Современное оборудование позволит дайверам находить объекты, которые лежат на грунте и создавать трехмерную модель рельефа дна.