Мир встречает 61-ю годовщину со дня первого полета человека в космос в сложной политической обстановке. Рушатся привычные связи между партнерами, против российской ракетно-космической отрасли вводятся санкции. Однако Роскосмос продолжает работать над намеченными проектами как в околоземном пространстве, так и дальнем космосе. В этом году госкорпорации исполнилось 30 лет – указ президента о создании Российского космического агентства (РКА) вышел в начале 1992 года. Занимающий сегодня пост председателя Научно-технического совета госкорпорации Юрий Коптев, стоявший у истоков создания РКА и руководивший отраслью с 1992 по 2004 годы, рассказал в интервью корреспонденту РИА Новости Денису Кайырану о том, как зарождалась новая российская космонавтика, какой путь прошла отрасль, и над какими проектами инженеры работают сегодня.
– В каком состоянии находилась российская ракетно-космическая отрасль в 1992 году, как принималось решение о создании Российского космического агентства? Почему был выбран именно такой формат?
– Сначала надо сказать, как появилось министерство общего машиностроения, в ведении которого находилась ракетно-космическая отрасль СССР. Оно было образовано в 1965 году, как орган, который нес ответственность за разработку и производство стратегических ракетных комплексов. Нужно было обеспечить паритет с США, разрыв у нас тогда был колоссальный. В рамках этого министерства было сконцентрировано максимальное количество организаций, до этого разбросанных по другим министерствам – авиационной промышленности, промышленности средств связи и судостроения.
Самодостаточная отрасль из порядка 200 предприятий обеспечивала замкнутый цикл разработки, изготовления, создания и серийного производства этой техники. Организационная вертикаль позволяла разрабатывать сбалансированные и обеспеченные всеми ресурсами планы. Руководителями научно-производственных объединений зачастую становились генеральные конструктора со всеми распорядительными правами – не только научно-техническими, но и административными.