Зарплата россиянина достигает пика на 15–19-м году трудового стажа, возрастая на 30–40% от уровня первых рабочих лет, а затем снижается, выяснили эксперты ВШЭ

Ученые назвали возраст «пиковых зарплат» для россиян

Зарплаты российских работников достигают пикового уровня примерно в середине трудовой жизни, а затем снижаются, несмотря на продолжающееся накопление стажа. К такому выводу пришли эксперты Центра трудовых исследований НИУ ВШЭ Владимир Гимпельсон и Евгения Чернина. Доклад «Растутли заработные платы с опытом работы?» они представили на заседании научного семинара «Теоретическая экономика» Института экономики РАН и Новой экономической ассоциации 14 апреля. С результатами исследования ознакомился РБК.

Эксперты ВШЭ изучили взаимосвязь опыта работы и часовых заработных плат, исследовав данные за 20 лет— с 2000 по 2019 год. В базовую выборку вошли только занятые по найму мужчины со стажем до 40 лет, не вовлеченные в учебу и не получающие пенсию. Женщины не попали в выборку, потому что их опыт работы может прерываться, например, из-за декретов. В исследовании уточняется, что данные по зарплатам женщин были добавлены после получения основных результатов и их изучение подтвердило главные выводы.

Ученые пришли к выводу, что россияне с высшим образованием и без него начинают получать максимальную зарплату на 15–19-м году стажа (ученые формировали данные по пятилетним интервалам). Если до пика размер заработка растет, то после его достижения в обеих группах начинается довольно резкое снижение. Траектория изменения заработка в корреляции с опытом похожа на перевернутую букву U, что означает высокую «крутизну» российского профиля зарплат.

У мужчин без высшего образования зарплаты в последние пять лет работы могут опуститься даже ниже начального уровня. Отсутствие ожидаемого выигрыша в зарплатах от опыта работы отчасти объясняется тем, что старшие возрастные когорты «штрафуются» за «устаревание советского человеческого капитала», а также за экономические шоки прошедших лет, мешающие его развитию, следует из доклада.

Нестандартность российского профиля зарплат

Российская ситуация с корреляцией опыта работы и роста зарплат не типична ни для развитых, ни для развивающихся стран. Такой вывод исследователи сделали, сравнив траекторию зарплаты российских работников с аналогичными данными по другим странам, опубликованными Всемирным банком в 2021 году.

Если в России наблюдается ранний пик и, как следствие, крутое снижение зарплат, то в развитых странах заработок растет поступательно по мере накопления опыта. Например, в США зарплаты достигают пика (выраженного неярко) к 30 годам стажа, а затем лишь незначительно снижаются.

Читайте на РБК Pro Pro Что происходит с международными компаниями с российским происхождением Статьи Pro Как «Asos 90-х» стал самым скоропостижным провалом эры доткомов Статьи Pro Meta* в опале: что это значит для бизнеса и поможет ли VPN Статьи Pro Вам необходимо снизить фонд оплаты труда. Как сделать это законно Инструкции Pro Самолеты больше не летают: как быть с командировками и отпусками Инструкции Pro Эти три биотеха готовят препараты-блокбастеры. Стоит ли покупать их акции Подборки Pro Как вести себя топ-менеджменту в условиях полной неопределенности Статьи Pro Повышенные цены и переориентация экспорта. Что ждет российский нефтегаз Статьи

Прирост размера оплаты труда на пике по сравнению с началом карьеры в России более чем в два раза ниже показателя богатых стран. Если в России и других развивающихся странах зарплаты на пике вырастают примерно на 40% от заработка на первых порах, то в США и развитых странах— на 90%, поясняет Евгения Чернина.

Несмотря на сходство России по темпам роста зарплаты с развивающимися странами, в том числе Бангладеш, траектория роста там более ровная. Зарплаты на максимуме вырастают не так сильно, как в развитых странах, но без резкого U-образного пика, как в России.

«Крутизну» зарплатного профиля в России исследователи объясняют целой совокупностью причин. Среди них— раннее старение населения, уровень здравоохранения, более простая структура рабочих мест (сложными считаются высокотехнологичные и высококвалифицированные рабочие места), вызовы переходного периода от плановой к рыночной экономике для человеческого капитала, экономические шоки.

Из каждого экономического шока мы выходим со снижением заработных плат, а механизм непрерывного накопления человеческого капитала рушится, объясняет Владимир Гимпельсон.

К завершению трудового пути у россиян нет стимула вкладываться в развитие собственного человеческого капитала, поскольку они не ожидают отдачи в виде роста зарплаты. В развитых странах иная ситуация: например, около 60% скандинавских работников в возрасте 50 лет проходят переобучение, приводит пример ученый.

С началом постепенного повышения пенсионного возраста в России с 2019 года государство обязалось проводить переобучение граждан предпенсионного возраста. В первый год переходного периода в стране насчитывалось 9,9 млн предпенсионеров. По данным Минтруда (.doc), в 2019 году профессиональное обучение прошли 140,2 тыс. граждан старше 50 лет, в 2020-м— 228,3 тыс.

РБК направил запрос в Минтруд.

Влияние текущего кризиса на зарплаты

Кризис, вызванный санкционным давлением, может негативно повлиять на зарплатный профиль россиян, прогнозируют эксперты. Экономические шоки традиционно отражаются на здоровье населения, структуре занятости и развитии человеческого капитала, сказала Евгения Чернина, отвечая на вопрос РБК.

Один из рисков текущего кризиса— упрощение структуры рабочих мест и схлопывание ряда отраслей. Чем проще структура, тем меньше ценятся накопленные навыки, характерные для высокотехнологичных экономик. Спрос на высококвалифицированных работников сокращается, им приходится соглашаться на более простую работу и, как следствие, более низкую зарплату.

В качестве отрасли, которая находится под ударом, эксперты ВШЭ называют автомобильную промышленность: в России было много производств по сборке автомобилей марок иностранных концернов, часть из которых приостановили деятельность в стране.

Владимир Гимпельсон в целом предупреждает, что в российской экономике идет спад— от более сложного к простому, от высокотехнологичного к менее технологичному. По его оценке, в наименьшей опасности находится бюджетный сектор, а также крупные и средние предприятия, поскольку здесь велика доля работников старших возрастов, которые вышли на плато трудового опыта. А вот высокотехнологичному сектору, представленному в основном более молодым поколением, грозит перестройка: в отличие от бюджетников их не сможет подстраховать государство, а их навыки в новой экономической реальности могут оказаться невостребованными, пессимистичен исследователь.

Подпишись на VK РБК Получайте новости быстрее всех

Источник rbc.ru