Трутнев предложил ввести новый сбор с проходящих через границу грузов

Сюжет Эксклюзивы РБК Вице-премьер Юрий Трутнев предложил ввести транзитный сбор в размере 0,5% со всех пересекающих границу на Дальнем Востоке грузов. Средства направят на развитие инфраструктуры региона. Минфин указал на негативные последствия идеиПограничныйпунктпропуска с КНР в Забайкальском крае

Правительство рассмотрит введение нового транзитного сбора в размере 0,5% от стоимости грузов, проходящих через дальневосточные пограничные пункты, сообщил РБК источник в одном из федеральных ведомств. По итогам 2024 года через них было перевезено товаров на $36,1 млрд. При сохранении грузопотока на томже уровне сбор может принести бюджету $180,5 млн, или 15,2 млрд руб. по текущему курсу.

По словам источника, автор инициативы— зампред правительства, полпред президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев. Полученные средства предлагается направить на поддержку приоритетных инвестиционных проектов на Дальнем Востоке и в Арктике, а также на создание инфраструктуры. Это предложение, уточнил собеседник РБК, президент Владимир Путин поручил рассмотреть правительству и сформировать ответ «с учетом стратегической важности Дальнего Востока».

В Минфине подтвердили РБК, что рассмотрели инициативу совместно с другими ведомствами. В министерстве считают, что введение нового транзитного сбора может привести к негативным последствиям, которые «превысят потенциальный эффект от его введения». «Речь идет в том числе о перераспределении товарных потоков, увеличении времени проведения госконтроля в пунктах пропуска и других негативных последствиях. Соответствующая позиция направлена в правительство»,— уточнили в ведомстве.

Трутнев ранее уже предлагал направлять деньги, собираемые с таможенных платежей, на развитие дальневосточных территорий, например города Забайкальска, находящегося на границе с Китаем. Полпред отмечал неудовлетворительное состояние пограничного пункта пропуска в городе. «Забайкальск— территория, которая, собственно, и создает прибавочную стоимость. Здесь работают люди, которые как раз и занимаются обработкой товарных потоков— собирают таможенные платежи, и эти таможенные платежи исчисляются триллионами. Можно из этого потока какую-то часть направить на развитие Забайкальска, чтобы люди, которые здесь живут, жили в хороших условиях. Не просто можно— необходимо»,— цитировал вице-премьера телеграм-канал.

В пресс-службе Трутнева отказались от комментариев. РБК направил запрос пресс-секретарю президента Дмитрию Пескову, в аппарат правительства, Минтранс и Федеральную таможенную службу (ФТС).

Сколько и как ввозят

По данным Федеральной таможенной службы (ФТС), в 2024 году Россия экспортировала товары на $433,9 млрд, а общий объем импорта составил $283 млрд. По состоянию на февраль 2022 года в России работали 376 пунктов пропуска, гласит перечень пунктов пропуска через границу России. На Дальнем Востоке работают 82 КПП, говорится на сайте Дальневосточного таможенного управления.

В России действует авансовая система таможенных платежей: они должны поступить на счет ФТС до подачи таможенной декларации. Собранные средства поступают в федеральный бюджет и распределяются Минфином. Ставка ввозной или вывозной таможенной пошлины зависит от вида товара и категории участника внешнеэкономической деятельности. Ранее транзитный сбор с проходящих через границу товаров, который направлялсябы на развитие отдельных территорий, не взимали.

Новости компаний РБК Компании Молодые организации в сфере здравоохранения Посмотрите в каталоге по регионамРБК Компании Делитесь новостями бизнеса на РБК Используйте нативные форматы: новости, мероприятия, кейсы, мнения экспертов, интервью, отзывыРБК Компании Старейшие компании в сфере добычи полезных ископаемых Узнайте, кто есть кто в бизнесе вашего региона

На что может повлиять новый сбор

Гендиректор транспортно-логистическойкомпании Holding Finance Broker Татьяна Кулябина отмечает, что на стоимость доставки груза влияют колебания валютных курсов, которые невозможно прогнозировать при длительном сроке доставки. Комиссия за трансграничные платежи, обращает она внимание, и так достигает 3–5%. «Если добавить к сумме расходов еще 0,5% на транзитный сбор, у импортеров возникнут дополнительные издержки, и они будут вынуждены задумываться о выборе маршрута, чтобы не переплачивать. Новый сбор приведет к сокращению грузоперевозок через дальневосточные пограничные пункты пропуска, а другие коридоры будут перегружены, что может привести к заторам в высокий сезон»,— опасается Кулябина.

Владимир Климанов, директор Центра региональной политики РАНХиГС, говорит, что практика взимания сбора с конкретного пограничного пункта применялась в Российской империи. Он отмечает, что в бюджете есть принцип общего (совокупного) покрытия расходов (ст. 35 Бюджетного кодекса), который означает, что расходы бюджета не могут быть увязаны с его определенными доходами и источниками финансирования дефицита, если иное не предусмотрено законом. «Это всегда дискуссионный вопрос. Существуют исключения в виде целевых дорожных фондов или направления части НДФЛ на лечение детей с тяжелыми заболеваниями. Но расширение этой практики должно быть специальным образом обосновано. Потому что лоббирование ведомствами своих интересов может в конечном итоге привести к дисбалансу в бюджетной системе»,— рассуждает эксперт. Но соглашается, что в случае обоснования такой сбор имеет право на применение.

Эксперт ЦМАКП Эмиль Аблаев говорит, что в российской практике не существовало прямого аналога предлагаемого транзитного сбора. В 1990-х и в начале 2000-х годов применялись различные формы пошлин и сборов, близкие по содержанию. Такими можно считать тарифы РЖД на транзитные перевозки через территорию страны, которые имели скорее рыночный характер и были инструментом транспортной политики, а не прямым фискальным сбором. Эксперт также приводит в пример запущенную в 2015 году систему «Платон» для взимания платы с грузовиков за ущерб федеральным трассам: это фактически транспортный сбор, который идет в фонд для ремонта дорог. Механизм его действия— плата за пользование инфраструктурой и целевое распределение средств— имеет сходство с предлагаемым сбором. Но целевой транзитный сбор с грузов, следующих через определенный географический регион, с последующим перераспределением средств на его развитие— это скорее новация.

Аблаев отмечает, что в мировой практике существуют примеры подобных сборов. «Один из ярких примеров— Панамский канал, доходы от которого поступают в специальный фонд и идут на финансирование национальных инфраструктурных и социальных программ. Государство не просто собирает плату за транзит, но и активно инвестирует эти средства в развитие стратегических направлений»,— приводит эксперт пример. А Сингапур направляет портовые сборы и пошлины, полученные от использования гавани и логистических центров, в модернизацию логистической инфраструктуры, цифровизацию и расширение транспортных коридоров, что позволяет постоянно повышать конкурентоспособность инфраструктуры.

Собеседник РБК обращает внимание, что транзитный сбор может быть оформлен как таможенный платеж или как плата за пользование транспортной инфраструктурой. В первом случае администратором выступит ФТС, во втором— коммерческая компания по аналогии с «Платоном». Более удачным он считает взимание на уже существующей инфраструктуре ФТС, когда сбор будет начисляться при прохождении груза через определенные таможенные пункты на Дальнем Востоке после декларирования их стоимости. «Для накопления и распределения средств может быть задействован Фонд развития Дальнего Востока и Арктики, в рамках которого могут быть созданы отдельные статьи финансирования. Альтернативный вариант— включение этих поступлений в федеральный бюджет с последующим целевым перераспределением»,— рассуждает эксперт.

Логистические компании «Дело» и FESCO, угольные СУЭК и «Русский уголь» отказались от комментариев. РБК также направил запросы крупнейшим угольным компаниям— «Мечелу», «Распадской», а также в нефтегазовые холдинги.

Читайте РБК в Telegram.

Поделиться Поделиться Вконтакте Одноклассники Telegram

РБК в Telegram

На связи с проверенными новостями

В Белгородской области погибла военкор «Первого канала»

Спецпосланник Трампа назвал «неудобный факт» насчет ядерного оружия Киева

Нижний Новгород предупредил о массовом убийстве собак при принятии закона

Как изменилась зависимость от импорта в отраслях экономики России. Инфографика

Экономисты предрекли Китаю удар «китайским шоком»

ЦБ раскрыл механизм новой системы оценки акций

В США предложили сажать чиновников за секретную информацию в мессенджерах

Когда Овечкин побьет рекорд Гретцки

В Подмосковье неизвестный устроил стрельбу во дворе жилого дом

Для закупки флота за рубежом рассмотрят схему «единого окна»

Читайте РБК в Telegram! Подборканаших каналов

Авторы Теги 11 отраслей, где применяются большие языковые модели

Источник rbc.ru