Теракты на трубопроводах “Северный поток — 1” и “Северный поток — 2” привели к выбросу в море и атмосферу гигантского количества метана. Насколько велики масштабы катастрофы и как это скажется на экологии Балтийского моря — в материале РИА Новости.
Треть Дании или целая Швеция
Взрывы мощностью 500 килограммов в тротиловом эквиваленте фактически уничтожили оба трубопровода. При этом газ был закачан даже в так и не запущенном “Северном потоке — 2”. Поскольку транспортные системы не имели сдерживающих механизмов на случай подобных повреждений, в окружающую среду вышел весь метан.
Дания, Швеция (в чьих исключительных экономических зонах произошли диверсии) и Германия обнародовали разные данные о масштабах утечки. Но все сделали акцент на выбросах в атмосферу.
Чтобы определить воздействие метана на климат, принято переводить его в эквивалент углекислого газа (CO2). Потенциал глобального потепления рассчитывают либо на 100, либо на 20 лет. В первом случае согревающий эффект метана превышает аналогичный показатель CO2 в 28 раз, во втором — в 84.
По оценке Федерального агентства по охране окружающей среды Германии (UBA), взрывы на трубопроводах, уложенных по дну Балтийского моря, высвободили 300 тысяч метрических тонн метана, что в столетней перспективе эквивалентно 7,5 миллиона тонн CO2. Это соответствует примерно одному проценту годового объема всех выбросов Германии, говорится в отчете ведомства.
Расчеты UBA выполнены, исходя из длины труб (1250 километров), их диаметра (1,1 метра), внутреннего давления (100 бар) и температуры (десять градусов).
Диверсии на газопроводах “Северный поток-1” и “Северный поток-2”
Несколько иные данные у Энергетического агентства Дании (две из четырех утечек случились рядом с датским островом Борнхольм): 778 миллионов кубометров природного газа, что эквивалентно 14,6 миллиона тонн CO2, или 32 процентам всех парниковых газов, произведенных страной в 2020-м. Там также закладывали 100-летний период.
В Швеции считают 20-летний горизонт прогнозирования более правильным, поскольку метан распадается в атмосфере быстрее углекислого газа. “Утечки соответствуют 40 миллионам тонн углекислого газа на 20-летнюю перспективу. Это сравнимо со всеми совокупными климатическими выбросами Швеции в прошлом году, составившими 48 миллионов тонн”, — пишет Svt Nyheter со ссылкой на экономиста-эколога Шведского агентства по охране окружающей среды.
Миллионы автомобилей
Понять, насколько серьезно такое воздействие на климат, позволяет сравнение с автомобильными выхлопами. В перерасчете на 20 лет данные UBA соответствуют ежегодным выбросам примерно 5,48 миллиона машин в США, указывает Bloomberg.
Вице-президент службы моделирования глобальных выбросов GHGSat Жан-Франсуа Готье, которого цитирует Financial Times, сравнивает утечку из СП-1 и СП-2 с миллионом автомобилей.
“По любым меркам это катастрофический уровень. Особенно необычно видеть такое за столь короткий период времени”, — подчеркивает Готье.
По информации Международного энергетического агентства, ежегодные глобальные выбросы метана достигают 570 миллионов тонн. По сравнению с этим утечка из разрушенных “Северных потоков” не так велика.
Однако инцидент в Балтийском море — крупнейшая техногенная катастрофа, связанная с попаданием CH4 в атмосферу. До этого такой считалась авария в каньоне Алисо в Калифорнии в 2015-м, где за год из подземного хранилища в окружающую среду попало 100 тысяч тонн метана.
Залповые мегавыбросы
Экологи и океанологи настроены достаточно оптимистично.
“Мое мнение — это разовые мегавыбросы, которые способны нанести кратковременные мощные, но очень локализованные нарушения. Вряд ли будут долговременные серьезные последствия”, — говорит заместитель директора Института океанологии РАН Андрей Гебрук.
По его словам, по экосистеме Балтики нанесен точечный удар. Это могло привести к гибели организмов — не исключено даже, что массовой, если в зоне инцидента случайно оказался какой-нибудь косяк рыб. Но несмотря на кажущуюся катастрофичность, урон для природы не очень большой.