Новые исследования подтверждают: доисторические вирусы и бактерии все чаще будут проникать в нашу среду обитания из-за таяния ледников. Какие древние патогены могут пробудиться и насколько велика опасность для людей — в материале РИА Новости.
“Драматические последствия”
Ледники и многолетняя мерзлота — гигантские холодильники планеты. Микроорганизмы там консервируются — с возможностью оживления. Из-за глобального потепления оттаивают ледяные мумии погибших в доисторические времена животных, а вместе с ними и возбудители болезней.
Патоген может представлять опасность, когда в результате мутаций приобретает способность заражать другой вид. Так было, например, с зоонозным SARS-CoV-2, переселившимся в человека из летучих мышей.
Канадские ученые решили оценить вероятность межвидовой передачи древних инфекций, спящих во льду.
Стефан Арис-Бросу и его коллеги из Университета Оттавы собрали образцы отложений со дна заполярного озера Хейзен и почвы из сезонно пересыхающих русел, по которым талая вода поступает в водоем из местных ледников. Затем секвенировали РНК и ДНК в этих образцах, чтобы идентифицировать сигнатуры, близкие к известным вирусам, а также потенциальным носителям — животным, растениям или грибам. И запустили алгоритм расчета вероятности заражения неродственных организмов.
Исследование, опубликованное в Proceedings of the Royal Society B, показало, что риск распространения вирусов повышался по мере увеличения объемов талой ледниковой воды.
Интересно, что усиление потоков с ледников понизило шансы опасных генетических сочетаний в образцах почвы. Ученые объясняют это тем, что вода смывает верхний слой земли вместе с находящимися там микроорганизмами.
А вот в озере Хейзен происходит так называемая фрагментация среды, ограничивающая движение генетического материала и способствующая дрейфу генов — накоплению изменений. Это благоприятствует межвидовому переносу болезней при помощи, например, комаров.
Изменение климата запустило два процесса. С одной стороны, увеличилось количество сточных вод, а значит, и переносимых ими древних патогенов. С другой — ареал обитания животных, способных стать распространителями оживших болезней, смещается на север. Оттаявший вирус рано или поздно встретится с подходящим четвероногим или двуногим резервуаром. “Это может иметь драматические последствия”, — подчеркивают авторы работы.