Экономист, точно спрогнозировавший состояние мировой экономики после пандемии, полагает, что последствия нынешнего кризиса могут быть намного тяжелее, чем после 2008 года
Рубини указывает на несколько факторов, которые заставляют его прогнозировать стагфляцию: это падение акций в этом году более чем на 20%, напряженность в сфере прямых инвестиций, охлаждение рынка недвижимости в США и снижение кредитования после того, как компании годами накапливали долги, пользуясь низкими процентными ставками.
Стагфляция— явление, сочетающее в себе три фактора: вялый экономический рост или его отсутствие (стагнацию), высокую инфляцию и безработицу.
По его мнению, окончательно спровоцировать шок на финансовом рынке в этих условиях может крах нескольких крупных игроков— так, как это произошло в 2008 году с Lehman Brothers.
«Есть пара крупных и системных фирм, которые могут утонуть. Может быть еще один «эффект Lehman» и тогда ФРС придется ослаблять [политику]. У вас будет серьезная рецессия, и у вас будет шок на финансовом рынке»,— описывает он этот сценарий. Быстрого снижения инфляции Рубини не ждет, объясняя это спадом предложения на рынке.
Итоговую ситуацию в мировой экономике он описывает, как «период, сочетающий в себе худшее из 1970-х годов и мирового финансового кризиса».
Читайте на РБК Pro Pro Си Цзиньпин идет на третий срок. Как он будет спасать экономику Китая Статьи Pro Как заработать на жилой недвижимости на падающем рынке Статьи Pro Из грязи в князи: как устроены касты в современном обществе Статьи Pro Сколько больших судов нужно России для логистической «независимости» Статьи Pro Как помочь сотрудникам справиться с коллективной травмой: 3 шага Статьи Pro Сделано в Америке. Как я создал Wal-Mart Саммари Pro «Я все смогу»: почему самовнушение не работает Инструкции Pro Как справиться с сильной тревогой за 2 минуты Инструкции
«В 70-е годы у нас было два стагфляционных шока: инфляция и рецессия. Но коэффициенты долга составляли 100% ВВП для частного и государственного секторов с развитой экономикой. После мирового финансового кризиса, связанного с долговым кризисом— ипотечным, жилищным, банковским— у нас все равно была дефляция, потому что это было сочетание отрицательного шока совокупного спроса и долгового кризиса. Благодаря этому мы могли смягчать денежно-кредитную и налогово-бюджетную политику. Но сегодня у нас уровень долга по отношению к ВВП составляет 350% в среднем по миру и 420% в странах с развитой экономикой»,— объясняет он.
Помимо чисто рыночных факторов Рубини видит и другие, способные усугубить кризис. Среди них экономист называет продолжающиеся военные действия на Украине, разрыв цепочек поставок из Китая, продолжающееся старение населения, распространение популизма и растущее влияние профсоюзов. Отдельно он выделяет дедолларизацию, как следствие введения санкций США.
Согласно ранее публиковавшимся оценкам экономистов Goldman Sachs, вероятность наступления рецессии в течение следующего года в США составляет 30%. Если удастся избежать спада, ее вероятность в последующий год оценивается в 25%. Вероятность рецессии в следующие два года совокупно составляет 48%, предупреждают в Goldman Sachs.
Авторы Теги Подпишись на VK РБК Получайте новости быстрее всех