В России начали снижаться цены на медикаменты, которые непрерывно дорожали с начала жестких санкций. Подешевели и огурцы с помидорами, хотя «борщевого набора» дефляция не коснулась. В целом инфляция за неделю замедлилась до 0,7%
Недельная инфляция в России замедлилась до 0,66%, показав минимальное значение с момента введения жестких западных санкций в конце февраля. В первые две недели санкций рост цен превышал 2% и лишь на прошлой неделе опустился ниже 1%.
Со 2 по 8 апреля ряд отслеживаемых Росстатом в недельном наблюдении позиций подешевели. Так, дефляция в сегменте плодоовощной продукции составила 0,6% в среднем. Это произошло за счет удешевления огурцов, помидоров и бананов— примерно на 5%. В тоже время составляющие «борщевого набора»— капуста, репчатый лук, морковь, картофель и особенно свекла— продолжили дорожать, на 2–7%.
Вместе с тем за первую полную неделю апреля подешевели все десять позиций медикаментов, отраженных в статистике Росстата. Больше всего снизились цены на эргоферон— на 1,5%. Менее всего подешевели левомеколь и аллохол— на 0,3%. Ведомство не подсчитывает среднюю инфляцию по всей категории лекарств в недельном наблюдении— такие данные есть только в месячном обзоре динамики цен. За месяц по итогам марта медикаменты в среднем подорожали на 10,3%.
На последней отчетной неделе продолжили падать в цене смартфоны, телевизоры и электропылесосы— от 1,7 до 9,1%. Эти товары, которые в основном представлены иностранными производителями, сильно дорожали сразу после объявления санкций (примерно на 15% в конце февраля–начале марта).
Лидером по темпам роста цен среди 106 отслеживаемых Росстатом позиций в еженедельном мониторинге стали авиабилеты в экономклассе— они подорожали на 10,6%. Цены на авиабилеты статслужба начала отслеживать с 1 апреля вместо наблюдения за стоимостью туристических поездок в Турцию (теперь эта позиция осталась только в месячном расчете инфляции). В первые две недели санкций поездки в Турцию были лидерами по удорожанию— цены на них росли почти на 30%.
В сегменте непродовольственных товаров Росстат продолжает фиксировать рост цен на предметы личной гигиены и бытовую химию. Прокладки гигиенические за неделю подорожали на 4,5%, туалетное мыло— на 3,4%, шампуни— на 3,5%, зубные пасты— на 3,1%.
Читайте на РБК Pro Pro Почему России трудно больше продавать в Китае Статьи Pro Жертвы думскроллинга: как отучить сотрудников читать пугающие новости Статьи Pro Эти семь привычек руководителю надо взять под контроль Инструкции Pro Вы используете запрещенные соцсети при помощи VPN. Какие риски это несет Статьи Pro Антикризисные меры для бизнеса: что делать собственнику прямо сейчас Инструкции Pro Повышенные цены и переориентация экспорта. Что ждет российский нефтегаз Статьи Pro ИТ-компании на чемоданах. Помогут ли меры поддержки остановить их отъезд Статьи Pro Мягкий уход: почему российская косметика вряд ли заменит импортную Статьи
Как оценивают инфляцию власти
Центробанк 13 апреля опубликовал сразу два показателя, связанных с динамикой цен.
Первый— это трендовая инфляция, которая повысилась с 6,42% в феврале до 9,52% в марте, что стало самым заметным приростом с начала расчета этого показателя в 2015 году.
Резкое повышение оценок трендовой инфляции «указывает на значительный рост цен по широкому кругу потребительских товаров и услуг в марте, вызванный изменением внешних условий и всплеском потребительского спроса», говорится в обзоре ЦБ с ремаркой, что мнение аналитиков может отличаться от официальной позиции регулятора. Кроме того, отмечается, что несмотря на замедление недельного роста цен в том числе под влиянием укрепления рубля, «баланс рисков остается смещенным в сторону проинфляционных».
«Проводимая Банком России денежно-кредитная политика будет способствовать возвращению инфляции к цели на среднесрочном горизонте»,— уточняется в аналитической заметке.
Возвращения к целевой инфляции в 4% в годовом выражении регулятор ожидает к 2024 году. Об этом говорится уже в другом аналитическом материале ЦБ— комментарии о динамике потребительских цен в марте. Как отмечается в обзоре, рост потребительских цен в марте резко ускорился и достиг 7,53% с поправкой на сезонность, и достиг максимума за последние 20 лет (ряды сезонно сглаженных показателей инфляции разрабатываются Банком России за период с 2002 года).
Больше всего— на 15–25% с учетом сезонности повысились цены на непродовольственные товары длительного пользования— автомобили, бытовую технику и электронику. Помимо падения обменного курса рубля, всплеск спроса на товары этой категории «был усилен опасениями домохозяйств относительно перспектив импортных поставок, подпавших под санкции». «Скачок спроса обострил ранее сложившиеся дисбалансы, обусловленные негативным влиянием на предложение сбоев в глобальных производственных и логистических цепочках»,— отмечается в комментарии Центробанка.
О том, что спрос на социально-значимые товары стабилизировался, а ситуация в торговле «устойчива и находится под полным контролем» заявил первый вице-премьер Андрей Белоусов в ходе выступления в Совете Федерации 13 апреля.
В свою очередь, глава Счетной палаты Алексей Кудрин, также выступивший в верхней палате парламента, допустил инфляцию в диапазоне от 17 до 20% на конец 2022 года.
«Угрозы для продолжения роста цен сохраняются в виде роста глобальной инфляции, поэтому рано говорить о том, что все негативные тенденции уже преодолены. Тем не менее, к началу апреля почти полностью устранился фактор ажиотажного спроса, который препятствовал более существенному замедлению темпов инфляции»,— написали 13 апреля аналитики «Фридом Финанс».
Подпишись на VK РБК Получайте новости быстрее всех