Правительство временно ограничило экспорт бензина и дизельного топлива На фоне резкого роста оптовых цен на бензин и дизтопливо власти ввели временный запрет на их экспорт. Накануне вице-премьер Александр Новак анонсировал «более кардинальные меры» для решения топливного кризиса
Правительство ввело временные ограничения на экспорт автомобильного бензина и дизельного топлива. Соответствующее постановление подписал премьер-министр Михаил Мишустин.
«Решение принято для стабилизации цен на топливо на внутреннем рынке»,— говорится в сообщении пресс-службы правительства. Ограничение вступало в силу с 21 сентября.
В Минэнерго пояснили, что вводимые ограничения позволят пресечь серый экспорт топлива (когда участники рынка покупают топливо на внутреннем рынке по внутрироссийским ценам и продают за рубежом по более высоким) и насытить внутренний рынок, увеличив предложение, что может привести к дополнительному снижению цен. В пресс-службах правительство и Минэнерго не уточнили, как долго будет длиться этот запрет
Накануне, 20 сентября, вице-премьер Александр Новак анонсировал «более кардинальные меры», чтобы повлиять на топливный кризис, а чуть ранее первый замглавы Минэнерго Павел Сорокрин заявил, что правительство в ближайшие дни предпримет «радикальные шаги» по прекращению серого экспорта нефтепродуктов.
В 2022 году экспорт бензина из России составил 5,2 млн т. В первом полугодии 2023 года он достиг 3,5 млн т, увеличившись на 30%.
Исключения из запрета
Согласно постановлению Мишустина, временный запрет на экспорт бензина и дизеля не касается поставок в страны ЕАЭС (кроме России туда входят Казахстан, Белоруссия, Армения и Киргизия), Абхазию и Южную Осетию. Ограничения не распространяются на поставки в рамках межправительственных соглашений и транзитных перевозок, а также в целях оказания гуманитарной помощи и обеспечения деятельности воинских формирований России на территориях иностранных государств и на товары физических лиц для личного пользования.
Почему был введен запрет
Новак заявлял, что Минэнерго подготовило «более кардинальные меры», хотя сейчас на рынке нет дефицита нефтепродуктов, производство растет, а оптовые цены уже пошли вниз. «Если понадобится более кардинальное решение, которое мы обсуждаем на совещаниях, то готовы будем [его] применить», — сказал вице-премьер. А Сорокин уточнял, что помимо «радикальных шагов» по прекращению серого экспорта (под ними он, очевидно, имел в виду, временный запрет на экспорт бензина и дизтоплива) правительство подготовит системные меры, для того чтобы не допустить топливный дефицит в будущем.
Все Крупнейшие издательства регионаООО «ЭКО-ВЕКТОР» Выручка 1,4 млрд ₽ООО «АЛАЙТЕ-СПБ» Выручка 897,0 млн ₽ООО «ИД "РУССКИЙ СКАНВОРД» Выручка 488,7 млн ₽ООО «ОНЛАЙН-ШКОЛА» Выручка 404,9 млн ₽
На проблему с ценами на бензин в середине сентября обращал внимание президент Владимир Путин на Восточном экономическом форуме. По его словам, правительство «не среагировало своевременно» на изменения на мировом рынке в связи с ростом цен на нефть. В тоже время он тогда сказал, что «в целом» производители и правительство уже договорились, как дальше действовать в этой ситуации.
Оптовая стоимость бензина начала быстро расти весной 2023 года после того, как глава Минфина Антон Силуанов заявил о планах снизить вдвое компенсации нефтяным компаниям за сдерживание цен на нефтепродукты на внутреннем рынке (топливный демпфер), с 60 млрд до 30 млрд руб. в месяц. В июле Путин подписал соответствующие поправки в Налоговый кодекс. В начале сентября цена марки «Премиум-95» в европейской части России обновляла рекорды несколько дней и впервые достигла 75 тыс. руб. за тонну, следовало из данных Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи.
В конце лета жалобы на дефицит бензина появились в Крыму и других регионах России. Глава Севастополя Михаил Развожаев объяснял, что топливо на полуостров доставляют морским транспортом и «любой шторм, ограничения на хождение морского транспорта нарушают график поставок». Но глава Минэнерго Николай Шульгинов пояснял, что ситуация с бензином на юге России «в большей степени связана не с логистическими сложностями, а с тем, что кто-то просто пытался сыграть на ситуации— закрывать заправки, создавая искусственный дефицит».
Главное для большого бизнеса СберПро Медиа Госсектор
Меры поддержки бизнеса от государства за август
СберПро Медиа ТорговляБарометр отрасли: «Торговля & торговая недвижимость»
СберПро Медиа ИнтересноеТри цифровых сдвига: как трансформация меняет бизнес-модели компаний
СберПро Медиа АПКУправляемая доходность. Агрохолдинги созрели для цифровой трансформации
СберПро Медиа ИнтересноеДайджест актуальных трендов. Электрокары, открытый банкинг и осознанное потребление
СберПро Медиа ТранспортНовые маршруты и диверсификация: куда идёт российская логистика
СберПро Медиа ИнтересноеОт стратегии к тактике. Как избежать рисков во время цифровой трансформации
СберПро Медиа НедвижимостьЛёгкие на подъём. Какие возможности есть у российского рынка индустриальной недвижимости
СберПро Медиа ИнтересноеТри ошибки цифровой трансформации
СберПро Медиа ИнтересноеСтабильность изменений: как быть лидером в трансформирующемся мире
Реклама, ПАО Сбербанк
Авторы Теги Заводы, киберпреступники и дефицит специалистов: что ждет ИТ-индустрию