"Построили аэродром". Россия укрепляет позиции на другом континенте

Сотни ученых и технических специалистов отправляются в Антарктиду. И не только для того, чтобы осваивать Ледовый континент, проводить климатические, экологические, физические исследования. Экспедиция поможет и лунной программе.

Где начинается белая полоса

Шестьдесят восьмая Российская антарктическая экспедиция (РАЭ) стартует 15 ноября, когда из Петербурга выйдет в море ледокол “Академик Федоров” с участниками рейда, снаряжением и топливом. Многих специалистов, включая строителей, в Антарктиду уже доставил Ил-76.

Для тяжелого транспортного самолета в этом году построили новый аэродром рядом с базовой российской станцией “Прогресс”. До этого Ил-76 приземлялся только у станции “Новолазаревская”, а “Прогресс” принимал малую авиацию.

“Суровый климат позволяет нам проводить сезонные работы в Антарктиде на протяжении лишь нескольких месяцев, ​​— приводит пресс-служба слова Александра Макарова, директора Арктического и антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ). — С открытием новой взлетно-посадочной полосы этот срок заметно увеличивается, а значит, расширяется масштаб нашей деятельности на континенте. Это важное событие, которое в корне изменит работу Российской антарктической экспедиции”.

"Построили аэродром". Россия укрепляет позиции на другом континенте

Разгрузка транспортного самолета Ил-76 на аэродромной базе российской научной станции “Новолазаревская” в Антарктиде

ВПП назвали в честь петербургского футбольного клуба “Зенит”. По словам Макарова, среди полярников много любителей “игры номер один” — они не только болеют, но и сами не прочь погонять мяч. Так, в Антарктиде традиционно проходит международный чемпионат континента по футболу среди участников экспедиций из разных стран.

Седьмого ноября из Кейптауна на станцию “Прогресс” прибыл ИЛ-76ТД-90ВД авиакомпании “Волга-Днепр”. Самолет преодолел 5300 километров за 6,5 часа с 6,6 тонны груза и 82 участниками экспедиции на борту. По словам директора института, приземляться пришлось в условиях “практически нулевой видимости”.

“Восток” — дело сложное

В этом году на единственной российской внутриконтинентальной антарктической станции “Восток” приступят к строительству нового корпуса. Научный форпост основали в 1957-м, с тех пор неоднократно реконструировали, консервировали. Первые сооружения давно погребены под снегом на большой глубине, остальные — занесены полностью или частично. Инфраструктуру необходимо заменить полностью.

Тут самые суровые условия. Именно на станции “Восток” зафиксировали минимальную температуру на поверхности Земли — минус 89,2 градуса Цельсия. Среднегодовой показатель — минус 55. Кроме того, высота — 3488 метров над уровнем моря, а из-за сильных морозов содержание кислорода эквивалентно пяти тысячам для средних широт.

"Построили аэродром". Россия укрепляет позиции на другом континенте

Российская антарктическая научная станция “Восток”

Готовясь к строительству, специалисты три сезона послойно уплотняли “фундамент” — снежную плиту площадью 200 на 120 метров и толщиной три метра. Прошлой зимой (то есть антарктическим летом) на побережье доставили элементы конструкции, другие грузы — всего 11 тысяч тонн.

Однако от “Прогресса” до “Востока” — почти 1,5 тысячи километров. Для транспортировки расчистили трассы, расставили ориентиры. На отметках 550 и 1100 километров от “Прогресса” оборудовали промежуточные опорные пункты — подбазы, куда завозят топливо для дозаправки.

Часть грузов уже привезли — совершили 14 санно-гусеничных походов общей протяженностью более 30 тысяч километров. Надо отправить еще более 2,5 тысячи тонн строительных материалов и топлива. Для этого есть 40 транспортеров “Полар-300” и пять тракторов “Катерпиллар”.

"Построили аэродром". Россия укрепляет позиции на другом континенте

Новый зимовочный комплекс станции “Восток”

“Операция с таким объемом и массой груза проводится в Антарктике впервые”, — отмечают в компании “Запсибгазпром”, которой поручили строительство объекта.

Проект разработала немецкая компания Ramboll. Длина станции — 140 метров, ширина — 13,5 метра, максимальная высота — 17,5. Это сопоставимо с пятиэтажным домом на пять парадных, уточняет Александр Макаров. Площадь помещений — более 1911 квадратных метров. Толщина утепления стен — 80 сантиметров. “Комплекс будет стоять на 36 опорах высотой три метра, что позволит ему оставаться не занесенным снегом на протяжении многих лет”, — подчеркивают в ААНИИ.

Станция рассчитана на 15 человек в зимовку и 35 в сезон. В их распоряжении будут современный медицинский блок с операционной, стоматологическим и рентген-кабинетом, барокамерой, кают-компания с бильярдом и кинозалом, спортзал и сауна.

В этом сезоне планируют собрать три из пяти модулей комплекса. Завершат работы к 2025 году.

"Построили аэродром". Россия укрепляет позиции на другом континенте

Источник ria.ru