Ледостойкая самодвижущаяся платформа “Северный полюс” избавит российских полярников от необходимости постоянно проявлять героизм. Теперь изучать Арктику можно с комфортом. Помимо решения сугубо научных задач, необычное судно, которое западные СМИ назвали “уродливым”, обеспечит России стратегическое преимущество в Северном Ледовитом океане.
От палатки до отеля
Первую в мире полярную дрейфующую станцию “Северный полюс — 1” организовали советские исследователи под началом Ивана Папанина в 1937-м. Это был настоящий подвиг. Четыре человека провели на льдине девять месяцев, преодолев на ней 2000 километров. Жили в брезентовой палатке, утепленной гагачьим пухом. По возвращении полярники получили звания Героев СССР.
Дрейфующая станция “Северный полюс — 1”
С тех пор присутствие советских и российских ученых на подобных дрейфующих станциях стало регулярным — пока не началось глобальное потепление. В 2013-м льдина, на которую в ходе экспедиции “Северный полюс — 40” высадились 16 исследователей, начала стремительно разрушаться. К счастью, людей спасли. С тех пор экспедиции не возобновлялись.
Теперь российские ученые возвращаются на Северный полюс. Папанинские палатки заменит комфортабельный плавучий отель, оснащенный по последнему слову техники.
“Исследования будут вести на борту нового судна в комфортных условиях со всеми бытовыми удобствами, — говорит директор Арктического и антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ) Александр Макаров. — Но главное, что платформа обеспечит полную безопасность ученых и экипажа. У нас также появилась возможность доставить больше техники и оборудования к месту исследований”.
Идея ледостойкой самодвижущейся платформы (ЛСП) родилась в ААНИИ. Инициатором был ведущий российский гляциолог Иван Фролов. До выхода своего детища в море он не дожил — умер в 2020-м.
Проектированием занималось нижегородское КБ “Вектор”, а строительством — питерские “Адмиралтейские верфи”. Построили быстро: от закладки до передачи в эксплуатацию прошло три года. И это притом что у “Северного полюса” нет аналогов в мире — такого никто никогда не строил.