В Европе наиболее экономически развитые районы — там, где две тысячи лет назад пролегали римские дороги, выяснили ученые. Почему античные коммуникации оказались столь важными, из-за чего на востоке бывшей империи это не так и есть ли что-то подобное на территории России — в материале РИА Новости.
Богатство родом из неолита
В последние годы исследователи все чаще обращают внимание на то, что современный экономический успех отдельных территорий или сообществ обусловлен причинами, уходящими далеко в древность, иногда — в доисторические времена. Речь о так называемых биогеографических факторах: это и доступ к природным ресурсам, и культурное развитие, и генеалогия.
Например, по одной из гипотез, ряд особенностей Евразии, включая даже ее протяженность с запада на восток, способствовал быстрому прогрессу в сельском хозяйстве в ходе неолитической революции. Это привело к демографическому взрыву, который, в свою очередь, ускорил технологические инновации. Полученное таким образом преимущество спустя тысячелетия обернулось доминированием европейцев в планетарных масштабах.
Команда ученых под руководством экономиста Карла-Йохана Дальгора из Копенгагенского университета сосредоточилась на более конкретных источниках долгосрочного благосостояния — инфраструктуре. Ученые проанализировали, как дорожная сеть времен Древнего Рима соотносится с современными Европой, Ближним Востоком и Северной Африкой — то есть всей бывшей территорией античной империи.
Объекты двойного назначения
Люди строят дороги уже тысячи лет. Первые вымощенные камнем улицы в шумерском городе-государстве Ур датируются 4000 годом до нашей эры. Известна 50-километровая дорога на Крите минойской эпохи (более 3500 лет назад). У нее были твердое покрытие, желоба для водостока, специальные участки для пешеходов и животных с повозками. Персы построили трассу длиной 2500 километров, соединившую Средиземное море и Персидский залив.
Однако ничего подобного древнеримской дорожной сети ни одна древняя цивилизация не создала. Мощеную Аппиеву дорогу из Вечного города, дошедшую до наших дней в прекрасном состоянии и местами использующуюся по назначению, построил в 312-308 годах до нашей эры цензор Аппий Клавдий Цек для военных задач — контроля над мятежным городом Капуи.
Основные дороги Римской империи, около 125 года нашей эры
Спустя несколько столетий магистрали, проложенные по ее образцу, опутали всю империю — от Британии до современного Марокко и от Атлантического океана до Черного моря. Главное предназначение таких дорог — быстрое перемещение войск. Экономическая польза стала приятным “побочным эффектом”.
По расчетам ученых, римские легионеры проходили по ним 25 километров, а при острой необходимости — до 40 километров в день. Гонцы — по 75 километров.
По оценкам историков, на строительство и благоустройство дорог империя тратила до трети дохода. Общая протяженность сети достигала 80 тысяч километров.
Гордость империи
Аналогом федеральных трасс были viae publicae — “общественные дороги”, соединявшие крупные города. Их ширина варьировалась от шести до 12 метров. Менее важные ответвления были более узкими, и строили их не так основательно.
Древнеримские инженеры стремились сделать дороги максимально прямыми. Для этого по маршруту возводили мосты, прокладывали тоннели, срезали неровности рельефа.
Легендарная долговечность достигалась за счет многослойности и основательности. Толщина покрытия — 80-130 сантиметров, в некоторых местах — 240.
Строительство велось по единому образцу, использовали местный материал. На выровненный грунт укладывали statumen — примерно полуметровый слой дробленого камня.
Затем rudus — щебень с добавлением известняка и золы кремния или пемзы вулканического происхождения (pozzolana). При попадании воды происходила химическая реакция и слой цементировался, что препятствовало проникновению влаги внутрь.
Колонна Траяна в Риме
Ядро, nucleus, — смесь песка и камня. Толщина — около 15 см. Этот слой принимал на себя основную нагрузку.
На подъезде к городу и в его пределах добавляли agger (или pavimentum), то есть мостовую — каменные плиты в виде многоугольников свободной формы. Обтесывали так, чтобы зазоры были минимальными.
Римские дороги — двускатные. Дождевая вода стекала к краям, где ставили массивные камни (umbones), препятствующие разрушению конструкции.
Развитая дорожная инфраструктура включала в себя мильные столбы, гостевые дома, пункты смены лошадей. До наших дней дошли древнеримские карты — их копии.
“Дороги были гордостью римлян, оплотом их военной силы и вершиной цивилизации. <…> Они были признаком того, что вы находитесь на территории римского государства, они не хуже, чем пограничные линии, отделяли “цивилизацию” от “варварства”, — пишет историк Светлана Домашова.
Верблюды или колеса
Команда Дальгора наложила карту дорожной сети Римской империи за 117 год на современные спутниковые снимки, показывающие интенсивность освещения в ночное время — этот показатель коррелирует с экономическим развитием территории.
Затем карту разделили на сетку с ячейками в один градус долготы и один градус широты. В каждой оценили развитие инфраструктуры, экономическую активность, указали плотность населения. Результат: для Западной Европы все эти показатели выше там, где в древности пролегали viae publicae.