Небо под запретом. Как санкции ударят по российской авиации

Зарубежные лизингодатели отзывают самолеты из России. Нужно либо срочно развивать собственное производство, либо заключать другие контракты. Запчасти в страну больше не поставляют. Сколько времени займет поиск обходных путей, разбиралось РИА Новости.

Арест по санкции

Перегнать самолеты в США и Европу теперь затруднительно. Председатель Ассоциации лизинговых компаний Европы Фил Сеймур заявил, что и вовсе невозможно: “Как только состоится передача бортов в аэропортах, самолеты уже не будут российскими. А нерусские самолеты не смогут летать в пространстве России — оно же закрыто! Мы не сможем вылететь!”

По данным агентства Cirium, в лизинге у международных компаний более половины российского авиапарка — 777 из 980 самолетов. При этом в России около 150 отечественных лайнеров Sukhoi Superjet 100 (SSJ-100). На них установлены двигатели совместного российско-французского производства, что тоже означает потенциальную зависимость от зарубежных поставщиков. Впрочем, французская сторона, компания Snecma, пока не отказывается от поставок.

Зато Airbus, Boeing и Embraer не хотят передавать даже запчасти. Уже через полгода может образоваться дефицит, считают авиационные аналитики. Минтранс, по данным СМИ, допустил возможность национализации самолетов. В таком случае они станут государственными.

Небо под запретом. Как санкции ударят по российской авиации

Самолет Airbus A320neo авиакомпании S7 Airlines в международном аэропорту Новосибирска

При этом формулировки санкций, примененных к российским авиaкомпаниям, не всегда понятны. “Аэрофлот” 3 марта обратился к европейским регуляторам за уточнением, но ответа пока не получил. К примеру, непонятно, что подразумевается под “европейскими самолетами”. Это могут быть как лайнеры французского производства Airbus, так и любые самолеты европейских лизинговых компаний или зарегистрированные в европейском реестре.

Кроме того, 4 марта появилась информация, что гендиректор “Аэрофлота” Михаил Полубояринов покинул пост вслед за главой “Победы” Андреем Калмыковым, а также что и тот и другой уехали из страны. Позже в “Аэрофлоте” оба факта опровергли. Калмыков заявил, что с должности действительно ушел, но планирует заняться новыми проектами в Российской Федерации.

В любом случае компании “Россия” и “Победа” приостановили все полеты в Европу, а S7 Airlines — везде за пределами нашей страны. Приходится делать пересадку в Стамбуле или ОАЭ.

Не исключено, что S7 приняла такое решение после задержания 3 марта одного из своих лайнеров в аэропорту Еревана. Притом что Армения не член ЕС и не высказывалась в поддержку санкций. Лизингодатель — ирландская SMBC Aviation Capital.

Над Россией можно

Отрасль ищет пути решения. В Минтрансе состоялись совещания с представителями российских авиакомпаний. Эксперты авиапрома обсуждают нетривиальные варианты: например, восстановление отечественной авиатехники — Ту-154, Як-42, Ил-96. Приводят и пример обложенного санкциями Ирана, который приобретает старые модели или оригинальные запчасти к “Боингам” или “Аэробусам”, не всегда раскрывая поставщиков.

Закупать новые самолеты Россия не сможет — у ведущих производителей практически нет конкурентов. Так, в Китае существует аналог “Суперджета” лайнер С919, но нет собственных дальнемагистральных машин. А двигатели производства КНР считают пока далекими от передовых технологий, несмотря на определенный прогресс в разработках. Кроме того, самолет не автомобиль, и двигатели на моделях разных производителей не взаимозаменяемы.

Впрочем, над Россией взятые в Европе лайнеры пока летают. Кроме того, лизинговые компании вряд ли обрадовались директивам ЕС, поскольку теряют на заморозке контрактов огромные деньги.

Небо под запретом. Как санкции ударят по российской авиации

Самолеты Sukhoi Superjet 100 в цехе окончательной сборки

“Для них эти санкции еще тяжелее, чем для нас. А каким образом возвращать самолеты, пока не определено. Раз решение по вывозу не приняли, мы можем летать на этих бортах над Россией и никто не выступит против”, — пояснил руководитель интернет-портала Avia.ru Роман Гусаров.

Пассажирам не так важно, какой бренд написан на шильдиках самолетов: людей волнует удобство и безопасность. А также — наличие билетов и их цена. Поэтому если отечественные самолеты будут равного класса с зарубежными, это вполне устроит потребителя. Но для импортозамещения нужно время. По расчетам Романа Гусарова, отечественный авиапром сможет решить эту задачу только к 2030-му.

Восстанавливать старые советские модели он считает неконструктивной идеей. “По сути, нужно начинать с нуля — все чертежи были бумажные, номенклатура производства сейчас другая. Все делают на станках с ЧПУ (числовое программное управление), и документацию придется оцифровывать, что займет годы. Зачем тратить время на восстановление устаревших лайнеров?”

Небо под запретом. Как санкции ударят по российской авиации

Источник ria.ru