Государственная комиссия определилась с тем, как возвращать на Землю экипаж космического корабля, получившего повреждение на орбите. По мнению экспертов, выбрали наиболее разумный сценарий, а сама нештатная ситуация — полезный опыт, который пригодится при освоении дальнего космоса.
Фонтан “Циолковского”
Пятнадцатого декабря по Сети разошлись кадры трансляции НАСА с борта Международной космической станции: из пристыкованного к ней российского корабля “Союз МС-22” в космос летят брызги воды. Вытекала охлаждающая жидкость.
Тепло, которое выделяют тела космонавтов и бортовые приборы, отводят в космос специальные системы — одна из них вышла из строя.
Температура в корабле резко повысилась. Неофициально говорили о 50 градусах Цельсия, однако “Роскосмос” это опроверг, сообщив, что термометр показал 30.
Члены основного экипажа , космонавты “Роскосмоса” Дмитрий Петелин, Сергей Прокопьев и астронавт НАСА Франциско Рубио перед запуском ракеты-носителя “Союз-2.1а” с транспортным пилотируемым кораблем “Союз МС-22”
На самой МКС все было нормально. Но интернациональный экипаж надо возвращать на Землю. В сентябре корабль, названный в честь Константина Циолковского, доставил на орбиту россиян Сергея Прокопьева и Дмитрия Петелина, а также американца Франсиско Рубио — в рамках двусторонней программы перекрестных полетов (чуть позже Dragon взял на борт россиянку Анну Кикину).
Космическая баня
По данным “Роскосмоса”, все системы “Союза МС-22” (кроме охлаждающей) функционировали штатно. Однако неизвестно, как они поведут себя после отстыковки. К тому же космонавтам по пути домой предстояло провести в жарком корабле около шести часов. Если даже в отключенном состоянии и при воздухообмене со станцией температура доходила до 30 градусов, можно только догадываться, до каких значений она бы поднялась с тремя мужчинами на борту и работающими приборами.
Была идея эвакуировать Прокопьева, Петелина и Рубио на “Союзе МС-23” — 16 марта на нем должен был прилететь следующий российско-американский экипаж. Корабль может добраться до станции и в автоматическом режиме. Правда, это не так надежно — в экстренных ситуациях космонавты стыкуются на ручном управлении.
В профильных телеграм-каналах прошла информация, что на “МС-23” в одиночку стартует опытный космонавт Олег Кононенко, ранее его отправляли на орбиту разбираться с другой нештатной ситуацией — появлением загадочного “технологического отверстия” в “Союзе МС-09”.
Космонавт-супергерой
Два других места в таком случае заняли бы ложементы-контейнеры с полезным грузом, заодно обеспечивающие правильную центровку корабля. При этом сценарии спустя полгода Кононенко, Петелин и Прокопьев возвращаются домой на 23-м “Союзе”, а Рубио дожидается “Дрэгона” (но тогда на корабле SpaceX не удалось бы полететь космонавту Андрею Федяеву).
Посадка пилотируемого корабля “Союз МС-11”
По словам космического инженера, популяризатора космонавтики Ильи Овчинникова, у этого в целом привлекательного варианта есть недостатки. В частности, “Союз” физически сложно пилотировать в одиночку. Пристегнутому космонавту трудно дотянуться до некоторых систем управления. Разумеется, проблему можно решить с помощью специальных приспособлений — “указок”. Однако одиночных полетов давно не было — и именно из соображений безопасности.
Наконец, предлагали поручить спасательную миссию Илону Маску, попросив его предоставить дополнительные места в “Дрэгоне”.
“Машина надежна”
Чтобы выяснить причины инцидента и определиться с дальнейшими действиями, в “Роскосмосе” создали две рабочих группы. По итогам их исследований, а также с учетом рекомендаций совета главных конструкторов РКК “Энергия” госкомиссия приняла решение сводить проблемный корабль с орбиты в беспилотном режиме, а на замену ему отправить в феврале на станцию “Союз МС-23” — также без экипажа. При этом миссия Прокопьева, Рубио и Петелина продлевается на полгода, а полет следующего экипажа — россиян Кононеко, Николая Чуба и американки Лорел О’Хары — откладывается. Об этом в среду, 11 января, объявил глава “Роскосмоса” Юрий Борисов.