Власти планируют заморозить бюджетное правило в 2022–2024 годах, следует из одной из версий правительственного плана первоочередных действий. Но в Минфине РБК сообщили, что не рассматривают такую инициативу

Минфин заявил, что не рассматривает отказ от бюджетного правила на 3 года

Здание Дома правительства РФ

Министерство финансов не рассматривает вопрос о прекращении действия бюджетного правила на срок до 2025 года, сообщили РБК в пресс-службе ведомства.

«Президент подписал закон, который предусматривает временную приостановку— на 2022 год— отдельных положений бюджетных правил, связанных с использованием дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета, а также расширение перечня финансовых активов, в которые могут размещаться средства Фонда национального благосостояния. Никаких иных инициатив Минфин России не рассматривает»,— сообщили в ведомстве.

О планах Минфина приостановить бюджетное правило на длительный срок, а именно на ближайшую трехлетку, до 2025 года, ранее сообщили «Известия» со ссылкой на одну из версий проекта плана первоочередных действий правительства, датированной 9 марта. Документ также есть в распоряжении РБК, его подлинность подтвердили два источника, знакомыес предложениями. Кто является автором того или иного предложениядля плана, в документе не указано.

Приостановка действия правила на этот год была ожидаемой: бюджетная политика в ожидании серьезного экономического спада должна быть стимулирующей, отмечаетдиректор группы суверенных рейтингов и макроэкономического анализа АКРА Дмитрий Куликов. В условиях, когда спад не вызван нефтегазовой конъюнктурой, как сейчас, правилобы ограничивало расходы и способы финансирования дефицита сильнее, чем нужно для создания заметного бюджетного стимула. Однако в перспективе формула для расходов, дефицита или потолка долга все равно должна будет существовать, уверен эксперт. «Бюджетное правило— современная технология, от которой нет смысла отказываться. Она применяется в большинстве стран с ответственной бюджетной политикой и решает важные проблемы долгосрочного планирования»,— поясняет Куликов.

Вероятность дефицита бюджета

В правительственном проекте плана первоочередных действий также значится приостановка действия положения о возможности ежегодного расходования средств ФНБ в размере, не превышающем 1% ВВП. Согласно действующему Бюджетному кодексу, траты из фонда в размере не более 1% ВВП в год (и не более значения недополученных нефтегазовых доходов) разрешено направлять на покрытие дефицита федерального бюджета, бюджета ПФР, а также на софинансирование пенсионных накоплений россиян. Такое расходование ФНБ возможно, если объем ликвидной части ФНБ не превышает 5% ВВП.

С учетом введения антикризисных мер поддержки бизнеса и населения, а также сложной внешнеэкономической конъюнктуры вполне вероятен дефицит как федерального бюджета, так и бюджета ПФР, уверен главный экономист «Эксперт РА» Антон Табах. Именно на то, чтобы его оперативно закрыть, и направлена приостановка действия положения о расходовании средств ФНБ в размере 1% ВВП, полагает он. Иными словами, власти могут снять ограничение на расходование средств ФНБ и, соответственно, направить больше средств на покрытие дефицитов.

Одной из наиболее дорогих мер из уже объявленных властями станут выплаты малоимущим семьям с детьми. На них будет направлено более 500 млрд руб. из бюджетов всех уровней, сообщал министр труда Антон Котяков. А общая стоимость инициатив, заявленных в проект антикризисного плана, на данный момент превышает 1 трлн руб.

Действительно, не исключено, что ФНБ будет использован для закрытия значительной части дефицита, отметил Куликов. При этом технически тратить средства фонда можно и без доступа к международным резервам— достаточно воспринимать его как рублевое обязательство Банка России перед Минфином (соответственно, рублевый актив Минфина).

По состоянию на 1 февраля общий объем средств ФНБ составлял в рублевом эквиваленте 13,6 трлн руб. с учетом средств, уже вложенных в проекты и активы. Однако после этого валютные активы ФНБ (в частности, евро на счетах в Банке России, которые размещены в европейских активах) были заморожены в результате санкций США, Евросоюза, Великобритании и Японии. США отдельно запретили любые транзакции с участием ФНБ. От использования доллара фонд успел отказаться летом 2021 года.

Судьба мегапроектов

Третья корректировка в сфере бюджетного законодательства, внесенная в версию проекта антикризисного плана от 9 марта,— это изменение характера требований к инвестициям, производимым из ФНБ. А именно, предлагается перейти от вложений в «самоокупаемые инфраструктурные» проекты к инвестициям, обладающим «высокой социально-экономической значимостью».

2022 год должен был стать годом активных инвестиций из ФНБ в инфраструктурные проекты, заявлял в начале февраля министр финансов Антон Силуанов. Правительство сформировало и доложило президенту список приоритетных строек, среди которых продлениетрассы Москва— Казань до Екатеринбурга, проектпо развитию железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла, обновлениеподвижного состава в метро Санкт-Петербурга, вложенияв фонд ЖКХ. Кроме того, в высокой степени готовности в тот момент находился проект комплекса по переработке и сжижению газа в районе Усть-Луги в Ленинградской области. В общей сложности на инвестирование в инфраструктурные проекты до 2024 года планировалось выделить 2,5 трлн руб.

Так как указанные проекты уже были одобрены президентом, их реализуютнесмотря на санкции, сообщил РБК источник в финансово-экономическом блоке правительства. Он допустил, что критерий, который подразумевает высокую социальную значимость, позволит менее жестко подходить к вопросу самоокупаемости проектов.

Новое требование подразумевает эффект проекта на ВВП, то есть общее увеличение доходов в экономике, отметил другой источник РБК, близкий к правительству. Но в нынешних условиях одним из ключевых параметров, скорее всего, станет рост числа рабочих мест. Коммерческий подход сменится макроэкономическим, пояснил он.

Изменение требований к проектам, которые могут быть профинансированы из ФНБ, объясняются невозможностью вкладывать средства в направления, которые были актуальны раньше и с которыми ассоциировалось долгосрочное развитие (инновации, ESG и т.д.), полагает Табах. Теперь логично переориентироваться на проекты, которые могут поддержать экономику в сложившихся условиях.

В целом перечисленные нововведения сводятся к одному: в условиях спецоперации на Украине и глобальных санкций законы мирного времени, в том числе бюджетные, не работают, говоритТабах. В такие моменты экономическая теория предписывает резко смягчать бюджетную политику, и именно это делает сейчас правительство. Тем болеечто опыт введения санкций показал неоднозначность самой концепции резервирования средств, поскольку они могут быть просто заблокированы.

Автор Екатерина Виноградова Подпишись на VK РБК Получайте новости быстрее всех

Источник rbc.ru