Мимо кассы. Магазины и супермаркеты уходят в прошлое

Умный магазин на основе интернета вещей перестает быть фантастикой. Эта концепция уже обкатывается в России. Корреспондент РИА Новости вместе с экспертами разбирался в плюсах и минусах технологии, ее перспективах.

Без касс

Технологическая база магазина полного самообслуживания была полностью готова к середине прошлого десятилетия: миниатюрные камеры с высоким разрешением, недорогие сканеры, нейросети для моментальной обработки данных и объединяющий все это интернет вещей (internet of things, или IoT).

В 2018-м американский IT-гигант Amazon открыл точку продаж в Сиэтле — небольшую, с ограниченным ассортиментом. Покупатель со смартфоном проходит через сканер QR-кода. На потолке — многочисленные камеры, на полках — датчики веса. Система сама определяет, какие именно товары забрал посетитель, виртуальная корзина заполняется автоматически. Если товар вернуть на место, программа его удалит. Деньги списываются на выходе — с карты, привязанной к учетной записи.

Мимо кассы. Магазины и супермаркеты уходят в прошлое

Сйчас в США больше 20 магазинов без кассиров, система научилась отслеживать одновременно несколько сотен покупателей. Правда, даже многомиллиардная корпорация Джеффа Безоса столкнулась с проблемами. Например, в некоторых штатах из-за местного законодательства все равно пришлось ставить обычную кассу с продавцом, дабы не дискриминировать потребителей с наличными или без смартфона. Да и другого персонала хватает — консультанты, охранники.

“Одна из главных задач для искусственного интеллекта в таком формате — обеспечение безопасности. И это тоже ложится на камеры. Например, нейросеть отслеживает, сколько товаров взял покупатель, и сопоставляет данные с корзиной и чеком. Еще один вариант — сканирование потокового видео в режиме реального времени и анализ поз человека. Если камера фиксирует подозрительные телодвижения (быстрое засовывание руки в карман), то система оповещает службу безопасности или полицию о возможном нарушении. Развитие технологий с каждым днем снижает риск шоплифтинга”, — комментирует Заур Абуталимов, исполнительный директор Ivideon, сервиса облачного видеонаблюдения.

Машинное зрение и искусственный интеллект

Именно на машинном зрении и нейросетях (под ними часто понимают искусственный интеллект) основана концепция умного магазина. В перспективе — полная автономность.

“Основная идея — свести вмешательство человека к минимуму: единичные сотрудники удаленно следят только за тем, чтобы все работало как надо. Компьютерное зрение, датчики — уже сегодня эти технологии демонстрируют потрясающие результаты. Камера высокого разрешения, установленная под нужным углом, безошибочно определит, какие именно товары вы положили в корзину. Система смотрит с разных точек, сама перепроверяет выводы”, — отмечает Алексей Гробов, специалист по науке о данных сети гипермаркетов “Леруа Мерлен”.

Мимо кассы. Магазины и супермаркеты уходят в прошлое

Источник ria.ru