Увидеть самые ранние галактики, изменить траекторию астероида, открыть новую энергетическую эру, перевернуть представление о химии как о науке, расшифровать древнейшую алфавитную надпись — лишь малая часть того, что удалось сделать ученым в минувшем году. О том, чего добились исследователи, в том числе российские, — в материале РИА Новости.
Теория Большого взрыва под сомнением
Двенадцатого июля 2022-го приступил к работе телескоп, названный в честь Джеймса Уэбба — главы НАСА в эпоху полетов американцев на Луну. Его обвиняли в гомофобии, поэтому некоторые ученые принципиально используют не полное название, а аббревиатуру — JWST (James Webb Space Telescope, или, по “толерантной” версии, Just Wonderful Space Telescope — “просто замечательный космический телескоп”).
Орбитальную обсерваторию строили более 20 лет, ее стоимость превысила десять миллиардов долларов — это рекорд.
“Джеймс Уэбб” — самый мощный инструмент наблюдения за космосом в истории. Диаметр его зеркала — 6,5 метра.
Запуск аппарата, его вывод на орбиту L2 (вторая точка Лагранжа, 1500 000 километров от Земли) и успешное развертывание — крупное научно-техническое достижение.
James Webb
“Телескоп отправили в космос, словно куколку бабочки. И уже на орбите обсерватория раскрыла “крылышки” — зеркала и детекторы”, — объясняет РИА Новости редактор телеканала “Наука” Иван Семенов.
JWST смотрит на Вселенную в инфракрасном диапазоне. Это позволяет заглянуть в так называемые темные века — от 380 тысяч до 550 миллионов лет после Большого взрыва. Самые дальние — а значит, древнейшие — галактики дотягиваются до нас только ИК-излучением.
Снимок “Столпов Творения”, сделанный космическим телескопом “Джеймс Уэбб”
Четкость снимков телескопа поражает воображение. Но это не просто красивые картинки. Данные, полученные “Уэббом”, уже претендуют на сенсацию: ранних галактик оказалось намного больше, чем предсказывает действующая космологическая модель.
“Это может привести к корректировке теории Большого взрыва”, — отмечает эксперт.
Наука
“Ничего подобного ранее не делалось”
Двадцать шестого сентября человечество убедилось в том, что способно предотвратить армагеддон — столкновение Земли с метеоритом. По этому сюжету сняли немало фильмов-катастроф. Космический аппарат DART целенаправленно врезался в Диморф — небесное тело диаметром 163 метра, вращающееся вокруг астероида Дидим (760 метров).
В результате орбита изменилась — если до столкновения Диморф совершал оборот вокруг Дидима за 11 часов 55 минут, то теперь — за 11 часов 23 минуты.
Эффект воздействия DART на орбиту Диморфа
Двойная астероидная система не представляла угрозы для Земли. Ученые просто отрабатывали технологию. И тем не менее результаты программы можно считать эпохальными.
“Впервые человечество попыталось заняться дизайном Солнечной системы. Ничего подобного ранее не делали. Успех открывает дорогу к дальнейшим разработкам в этой области”, — говорит Семенов.
Наука
Заявка на Нобелевку из России?
Российские и китайские химики под руководством Артема Оганова создали новую шкалу электроотрицательности и химической жесткости элементов. Их статья вышла 1 марта. По словам самого Оганова, данная работа “ставит химию высоких давлений на новый прочный и простой базис”.
По мнению Семенова, это заявка на Нобелевскую премию.
Периодическая таблица электроотрицательности
“Сейчас специалисты по всему миру исследуют эту шкалу и пытаются применить ее на практике. Если она окажется точной, то существенно изменит химию. Это может привести к созданию новых высокотемпературных сверхпроводников, а также позволит дистанционно исследовать ядра планет Солнечной системы, прежде всего газовых гигантов — Юпитера, Сатурна и Нептуна”, — подчеркивает эксперт.
Термоядерная машина впервые “завелась”
В декабре сначала СМИ, а затем Министерство энергетики США сообщили о долгожданном прорыве в термоядерном синтезе. В Ливерморской национальной лаборатории достигли так называемой точки зажигания — получили больше энергии, чем передали на топливную мишень.
Впрочем, это еще требует дополнительных подтверждений.
“Сложилась довольно необычная для науки ситуация. По правилам эмпирический результат нужно проверить, выпустить статью в реферируемом журнале и уж только потом рассылать пресс-релиз об этом. Пока все необходимые процедуры не выполнены. Нужно дождаться научной апробации эксперимента”, — отмечает Семенов.
Капсула с D-T смесью (мишень для лазеров)
До термоядерных электростанций еще далеко. “Национальный комплекс зажигания” (NIF), на котором проводили опыт, — сугубо исследовательская установка. Хотя лазеры действительно направили на капсулу с дейтерий-тритием меньше энергии (2,05 мегаджоуля), чем получили в результате ее схлопывания (3,15 мегаджоуля), весь комплекс потребляет несопоставимо больше (так, этот эксперимент потребовал более 400 мегаджоулей).
И все же результат важный. “Это напоминает двигатель внутреннего сгорания. Топливо (дейтерий-тритиевая смесь) сильно сжали, нагрели, и оно “вспыхнуло”. Как если бы ваша машина долго не заводилась, потом в одном из цилиндров двигателя произошла вспышка и мотор заработал”, — объясняет эксперт.