Сразу несколько российских производителей говорят о планах создания отечественных электромобилей. О новых именах и старых знакомых, но с электрическим “сердцем” — в материале РИА Новости.
Кама и E-Neva
В 2020-м в Москве презентовали прототип “Кама-1” — совместную разработку СПбПУ и ПАО “КАМАЗ”. В отличие от многих концептуальных предшественников, “Кама” была на ходу. Симпатичный автомобиль с готовым интерьером позволили “пощупать” журналистам и блогерам.
Участники проекта не скрывали, что у первой “Камы” не было шансов на серийное производство. Это была демонстрация технологий: крохотные размеры, передний привод, электродвигатель на 109 л. с. и аккумулятор емкостью 33 кВт·ч. Батарея, несмотря на скромные характеристики, должна был обеспечить запас хода в 250 километров на одном заряде и заряжаться за шесть часов. Впрочем, проверить это было невозможно — речь все-таки шла о прототипе.
Вторая версия, по информации стартапа “Кама” (в проект вошли бизнесмен Рубен Варданян и гендиректор “КАМАЗа” Сергей Когогин), должна быть больше, мощнее, автономнее. Называли даже ориентировочную стоимость первого серийного экземпляра — миллион рублей (хотя это звучало скорее как реклама). Ожидается, что “Каму” поставят на конвейер в 2024-м. На каком предприятии, пока не определили.
Другой электромобиль с питерскими корнями — E-Neva. Это разработка Обуховского завода, входящего в оборонный концерн “Алмаз — Антей”. Ходовой прототип представили в июле, вице-премьер и глава Минпромторга Денис Мантуров лично провел тест-драйв. Правда, только по цеху.
Разрабатываемый концерном “Алмаз — Антей” автомобиль E-NEVA
Электромобиль от “Алмаз — Антей” выше классом “Камы” — 4,5-метровый, с двумя электромоторами суммарной мощности 435 л. с. Блок из нескольких аккумуляторов емкостью 90 кВт·ч позволяет преодолеть 463 километра на одном заряде. Потенциально на E-Neva можно прокатиться и с ветерком: до сотни разгоняется за 2,7 секунды. Естественно, салон изобилует сенсорными экранами — все по последней моде.
Перспективы серийного выпуска в “Алмаз — Антей” подтверждают, но точных сроков не называют. При этом отмечают, что на той же платформе намерены собирать модели с гибридной, газовой и водородной силовыми установками.
Как считает директор по инновациям “Меркатор холдинг” Павел Теплов, у непрофильной для “КАМАЗа” и “Алмаз — Антея” техники есть все шансы появиться на российских дорогах, но компаниям с госкапиталом нужно консолидироваться в этом направлении.
“В конверсионном производстве огромный потенциал, — отмечает он. — Мы видим, на что способен “Алмаз — Антей”. Но не стоит действовать, “как лебедь, рак и щука”, надо брать на вооружение лучшие технологии, кооперироваться и выпускать продукцию, соответствующую запросу потребителей. Есть кадры, научная база. Например, R&D-подразделения многих компаний, ушедших из России, находились здесь и опирались на наших специалистов, которые остались в стране. У нас уже имеется опыт устойчиво развивающихся проектов, в частности — московский электробус”.
Нью-“Москвичи”
Об электромобиле “Москвич” мало что известно.
В “Модели I”, изображение которой демонстрировали во время визита мэра Москвы Сергея Собянина на завод, автоэксперты узнали электрический кроссовер JAC E40X. Его продают в Китае с 2020-го. Электрическая установка на 150 “лошадей”, запас хода — 400 километров, молниеносная зарядка — всего за 40 минут. В КНР за эту переднеприводную машину на базе внедорожника JAC X4 просят 150 000 юаней, то есть примерно 1,3 миллиона рублей — за такие деньги сейчас в России предлагают бюджетную Lada Vesta.