Изолировать не удалось. Российскую науку хотят публиковать

В прошлом году западные научные коллективы выходили из совместных проектов, журналы отказывались принимать статьи из России. ЕС и США хотели изолировать российскую науку. Почему этого не случилось — в материале РИА Новости.

Сбросили балласт

“В 2022-м публикационная активность в общем упала на 15-20 процентов”, — констатирует академик РАН Алексей Хохлов, заведующий кафедрой физики полимеров и кристаллов физического факультета МГУ.

Похожие цифры называет проректор по научной работе МФТИ Виталий Баган. Причин, по его словам, несколько. “Усложнилось объективно международное сотрудничество, ряд коллабораций, в частности ЦЕРН, принял решение не указывать российскую аффилиацию авторов. Статьи выходят, но организации, где работают наши ученые, остаются неназванными. Хотя все знают, откуда эти авторы, и они продолжают свои исследования”, — отмечает он.

Случаи дискриминации по национальному признаку со стороны рецензентов единичны, хотя год назад опасались именно этого. Достаточно обратиться в редакцию, чтобы разрешить проблему. “Чаще встречаются завуалированные отказы. Когда, например, ссылаются на плохой грамматический язык у авторов, которые уже публиковали десятки статей на английском. Или пишут, что статья не соответствует тематике журнала”, — добавляет ученый.

Одной из причин спада публикационной активности академик Хохлов считает борьбу с “мусорными” статьями, то есть откровенно халтурными, которые служат для накруток показателей.

Президент Ассоциации научных редакторов и издателей (АНРИ) Ольга Кириллова уточняет, что снижение произошло в основном за счет публикаций в материалах конференций: с 30 тысяч — в 2021-м до 15 тысяч — в 2022-м.

В прошлые годы число статей из России росло. В 2021-м страна занимала девятое место по этому показателю, в 2022-м спустилась на 12-е, сейчас — на 17-м. Однако, предупреждает Кириллова, данные неполные, поскольку взяты только из базы данных научных публикаций Scopus. Доступа к другой обширной аналитической базе — Web of Science — у России теперь нет.

Изолировать не удалось. Российскую науку хотят публиковать

Наука в меняющемся мире

Тенденция к сокращению числа публикаций сохранится, полагает Ольга Кириллова. “Если в 2022-м публиковали статьи, поданные в предыдущем году, то теперь настал черед прошлогодних, а их стало меньше. Кроме того, много научных сотрудников уехали за рубеж, изменилась кадровая научная структура в стране”, — поясняет эксперт.

Однако обсуждать данные на этот год преждевременно, полагают аналитики, поскольку многие российские публикации еще не проиндексированы. Некоторое сокращение будет, но вряд ли катастрофическое. К тому же число статей — не единственный показатель развития науки: важнее оценить качество исследований, а оно характеризуется в том числе тем, в каких журналах публикуют наших ученых, кто соавторы, сколько цитирований (для этого должно пройти время).

Нужно учитывать и то, что изменения происходят на фоне смены лидеров развития науки — вперед вырываются Китай и Индия. На интерпретацию результатов влияют и передел рынка научной периодики, пересмотр парадигмы оценки науки. Свой вклад вносит протекционистская научная политика России. В марте прошлого года, когда отменили обязательное требование отчитываться публикациями, учтенными в международных наукометрических базах данных, часть научного сообщества вздохнула свободно: теперь не надо придумывать, как печататься в зарубежных журналах.

Изолировать не удалось. Российскую науку хотят публиковать

Источник ria.ru