Годовая инфляция в январе достигла 8,7%, за месяц к декабрю цены выросли на 1%, отчитался Росстат. Подорожали продукты питания и туры, на которые вырос спрос в зимние каникулы. Пик инфляции еще не пройден, опасаются эксперты
За январь 2022 года потребительские цены в России выросли на 0,99% по сравнению с декабрем прошлого года, сообщил Росстат. В годовом выражении январская инфляция составила 8,73% (рекорд ровно за шесть лет, с января 2016-го)— на 0,34 процентного пункта больше, чем годовая инфляция по итогам декабря.
За первый месяц нового года ускорился рост цен по всем трем категориям— продовольствие (плюс 1,44% к декабрю), непродовольственные товары (плюс 0,67%) и услуги (плюс 0,76%).
Среди отдельных категорий продовольствия лидером по удорожанию за месяц стала плодоовощная продукция: по сравнению с декабрем она выросла в цене на 6,6%. Наибольший прирост цен в этой категории пришелся на белокочанную капусту (15% к предыдущему месяцу), огурцы (13,3%) и помидоры (12,7%). Немного подешевели апельсины (минус 4,4%), яйца (минус 3%) и лимоны (минус 1,9%).
Из непродовольственных товаров в январе больше всего выросли цены на новые легковые автомобили отечественных и иностранных марок— на 2,1 и 1,9% к декабрю соответственно.
В группе услуг заметное подорожание продемонстрировала категория «зарубежный туризм», что связано с повышенным спросом на поездки в январские праздники. В частности, за месяц стоимость тура в Египет поднялась на 17,1%. Поездки в Турцию, где в январе холоднее, чем в Египте, выросли в цене на 6,7%.
Что будет с инфляцией дальше
Разгон инфляции в годовом выражении до 8,7% ощутим, говорит директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики УК «Альфа-Капитал» Владимир Брагин. По его словам, основной вклад в январскую инфляцию внесло удорожание продовольствия, связанное как с невысоким урожаем, так и с увеличением внутреннего спроса из-за сокращения туристического потока за рубеж относительно доковидных времен.
«С учетом низкой эластичности спроса и предложения в сегменте продуктов питания даже относительно небольшое изменение баланса относительно ожиданий могло привести к росту цен»,— отмечает Брагин. Вторая причина высокой инфляции— рост цен на непродовольственные товары. «Это канал для импорта инфляции из-за рубежа. Рост издержек транспортировки и нарушения производственных цепочек привели к резкому росту индексов цен импортных товаров во всем мире, и это явно не обошло стороной Россию»,— считает он. По оценке экономиста, пик инфляции в годовом измерении еще впереди.
С тезисом о непройденном пике инфляции соглашается директор по инвестициям «Локо-Инвеста» Дмитрий Полевой. Он обращает внимание, что январская инфляция в месячном выражении оказалась все-таки ниже рыночного прогноза— аналитики ждали 1,1%. «Это приятный сюрприз, но сами по себе цифры все еще очень высоки. Основные причины инфляции— это подстройка к глобальным ценам, рост за счет высокого спроса, особенно в начале года, когда у производителей появился и формальный повод переписать ценники»,— указывает эксперт, добавляя к этому еще и фактор ослабления рубля в последние месяцы.
По словам Полевого, для понимания ситуации с ценами важен также показатель базовой инфляции, исключающий изменения цен, вызванные сезонными и административными факторами. Прирост базового индекса потребительских цен по отношению к январю 2021 года составил 9,24%, следует из данных Росстата. «Цифра выше 9% лишний раз указывает на риски»,— поясняет Полевой.
Как рост цен влияет на ставку ЦБ
В официальном прогнозе Минэкономразвития ожидает инфляцию по итогам 2022 года на уровне 4%, что соответствует целевому ориентиру Центробанка. Однако, как сообщали «Ведомости» со ссылкой на источники, министерство повысило прогноз инфляции до 5,9%, но официально об этом не объявлялось. В свою очередьЦБ в декабре 2021 года подтвердил свой прогноз, что к концу 2022 года инфляция замедлится до 4–4,5%.
Продолжающееся ускорение инфляции заставляет Банк России сохранять курс на повышение ключевой ставки. На ближайшем заседании совета директоров 11 февраля регулятор может поднять ставку на 1 п.п.— до 9,5%, ожидают большинство аналитиков.
«Тренд повышения инфляции не может развернуться, поскольку сейчас не исключены факторы, приводящие к ценовому давлению в экономике, — дисбаланс спроса и предложения все еще сохраняется»,— говорит эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Михаил Зельцер. Но скоро должен появиться «свет в конце тоннеля» благодаря тому, что начнет работать отложенный эффект от ужесточения кредитно-денежной политики. «Спрос на фоне высокой ставки способен замедлиться, а предприятия смогут нарастить резервы»,— добавляет он.
Участие ЦБ в сдерживании инфляции с помощью повышения ключевой ставки может потребоваться как минимум до середины лета, рассуждает Брагин. «Летом станет понятно, можноли рассчитывать на рост предложения продовольственных товаров, способного сдвинуть цены вниз»,— отмечает он.
Подпишись на VK РБК Получайте новости быстрее всех