Технологическую изоляцию страны удастся преодолеть, считают в научном сообществе. Это показала недавняя встреча президента Владимира Путина с главой РАН академиком Александром Сергеевым. Что нужно, чтобы наукоемкие отрасли экономики стали самодостаточными, — в материале РИА Новости.
В новых условиях
Российская экономика уже глубоко интегрирована в глобальные производственные процессы, участвует в многочисленных цепочках добавленной стоимости. Осуществляя догоняющее развитие, страна закупала за рубежом оборудование, технологии, приглашала иностранных инвесторов, строила целые отрасли экономики с нуля. Недавний пример тому — рынок мобильной связи и широкополосного интернета, один из самых развитых и качественных в Европе. Теперь из-за ужесточения санкций России неизбежно грозит технологическая изоляция.
“Значит, мы должны выбрать другой путь, возможно, более затратный, медленный, и реализовать его как безусловный государственный приоритет — хватит просто покупать зарубежное, не заботясь о собственных основах науки и технологий”, — комментирует академик Наталья Иванова, доктор экономических наук, руководитель направления “Наука и инновации” ИМЭМО РАН.
Правительство может определить, что критически важно для сочетания форсированного импортозамещения и целей долгосрочного прогресса, создания базы для роста экономики. Мы должны сейчас самостоятельно решать самые сложные вопросы технического прогресса. “Потенциал у нас есть”, — подчеркивает академик. Есть и специалисты по инновациям, доступен мировой опыт, в том числе китайский. Однако требуется соблюсти некоторые условия.
Академик РАН Наталья Иванова, доктор экономических наук, руководитель направления “Наука и инновации” ИМЭМО РАН
Триада успеха
“Для успешного развития высокотехнологичных отраслей экономики необходимы три фактора: большой научный задел, активные на рынке предприятия и поддержка государства как спонсора и регулятора. Тогда возникают конкурентоспособные на мировом уровне направления. Очевидный пример — производство вооружения”, — говорит Иванова.
Другой вариант — решение задачи путем мобилизации всех усилий в условиях форс-мажора, как это было с созданием вакцины от коронавируса “Спутник V” в Центре Гамалеи: “Несмотря на сильную зависимость от импортных фармпрепаратов, рынок вакцин от гриппа всегда был наш, мы сохраняли сильную школу вирусологии, обеспечивая каждый год иммунизацию широких слоев населения”, — продолжает академик.
Ясно, что таких направлений не может быть много, уточняет она. Возникнут перечни товаров критического импорта, обеспечивающего первоочередные задачи жизнеобеспечения. Их включение в число новых государственных приоритетов даст импульс к развитию соответствующих отраслей. Из этого проистекает ресурсная поддержка наиболее важных направлений научных исследований, обеспечение разработчиков технологий широким спектром льгот.
Самодостаточность и лидерство
“Никакая экономика не может быть замкнутой на себя. Отрасль, претендующая на лидерство, ориентирована на внешние рынки. И чем более она конкурентоспособна в мире, тем менее зависит от импорта”, — отмечает Александр Родин, кандидат физико-математических наук, руководитель научно-технического центра мониторинга окружающей среды и экологии МФТИ.
Ученый приводит в пример атомную отрасль: “На “Росатом” санкции не спешат накладывать. Иначе в мире остановится атомная энергетика, в том числе в США. Все потому, что в СССР была заявка на глобальное лидерство в этой сфере”.
Космос — еще одно стратегическое направление в советское время — многие годы сохранял лидирующие позиции. Однако теперь доля России в космической глобальной экономике — не более 1,5 процента. “Изменить это будет сложно. Как и поддерживать инвестиции на предыдущем уровне”, — полагает Родин. Прогресс уже не такой быстрый, как в прошлом веке, а значит, технологического рывка в космической отрасли стоит ждать в масштабе десятилетия.
Александр Родин, кандидат физико-математических наук, руководитель научно-технического центра мониторинга окружающей среды и экологии МФТИ
Еще более уязвимое направление, по его мнению, — микроэлектроника. В оборонной промышленности элементная база самодостаточна, в остальных отраслях наши позиции оставляют желать лучшего. Заменить продукцию тайваньской фабрики TSMC, услугами которой пользуется весь мир, нечем.
Тем не менее ситуация в высокотехнологичном секторе не выглядит безнадежной. “Появятся новые отрасли, где Россия займет лидирующие позиции”, — уверен ученый. Для примера — комплекс технологий устойчивого развития.
“Россия обладает крупнейшими в мире климатическими ресурсами и обязана играть одну из ведущих ролей в этой области. Запад инициировал углеродное регулирование как средство давления на нашу экономику, и это позволяет нам сделать серьезную заявку на лидерство не только в производстве углеводородного сырья, но и управлении углеродным балансом”, — говорит Родин.
Технологии устойчивого развития очень наукоемкие, а у российской фундаментальной науки в этой области серьезные позиции, продолжает эксперт. Это позволит выйти на новые рынки. В первую очередь, в Юго-Восточной Азии, где проблемы окружающей среды стоят очень остро. Это касается и наших северных территорий, и акваторий, зон вечной мерзлоты, Севморпути. Там климатические изменения особенно заметны, есть угроза гражданской инфраструктуре. Среди успешных примеров разработанных технологий — созданная в МФТИ линейка приборов на основе лазерной спектроскопии для анализа парниковых газов.
“Мы претендуем на рынок научного оборудования и не только в России. У нас тесные связи с Белоруссией. Нельзя замыкаться, надо конкурировать на глобальном уровне, иначе неизбежна потеря качества”, — заключает специалист.