ЦСР: под прямое воздействие санкций попал каждый третий моногород в России Под прямое воздействие санкций попала каждая третья градообразующая организация, подсчитали в ЦСР. В некоторых моногородах уже появились признаки ухудшения ситуации, но есть и 50 поселений с быстрой адаптацией к новым условиям
От усиления санкционного давления также пострадала отрасль транспортного и специального машиностроения. Например, для города Набережные Челны и расположенного в нем ПАО «КАМАЗ» критична приостановка деятельности иностранных предприятий, входящих в кооперационную цепочку по сборке современных кабин и двигателей грузовиков. В результате уже 7,4 тыс. жителей моногорода работают в режиме неполной рабочей недели, указали в ЦСР.
В вагоностроении, где заняты50 тыс. человек, тоже проявляются проблемы. Ключевойдеталью, без которой оказалось невозможно продолжение производства, как показал кризис, стали кассетные подшипники, говорится в исследовании. Из России ушли все крупные зарубежные производители, и по состоянию на июнь 2022 года на российских предприятиях такое производство не создано. Из-за этого сильно снизили объемы выпуска вагонов «Уралвагонзавод» (Нижний Тагил) и «Рузхиммаш» (Рузаевка).
В тоже время «Алтайвагон» (Новоалтайск), один из лидеров по производству грузовых вагонов в стране, работает в режиме минимальной загрузки из-за падения объемов перевозок по железной дороге. Неблагоприятная ситуация также сложилась в таких городах, как Тольятти, Набережные Челны, Елабуга.
В градообразующих предприятиях, которые оказались под самыми существенными рисками для функционирования и развития, работает менее 5% всего трудоспособного населения моногородов, отметил глава ЦСР Владислав Онищенко. Это может свидетельствовать об их санкционной устойчивости в целом, но, безусловно, есть отдельные локальные проблемыи эти города требуют особого внимания со стороны государства, заявил он.
РБК направил запрос в Минэкономразвития, которое в том числе отвечает за проблематику моногородов.
В России насчитывается 321 поселениес градообразующими предприятиями (моногородов), в них живут 12,7 млн человек, или 8,7% населения страны. Большая часть этих организаций (70) работает в сфере машиностроения, 64— в сфере добычи полезных ископаемых, 38— в лесной промышленности. В 2019 году Минэкономразвития отнесло к проблемным 99 моногородов, исходя из оценки ситуации в них населением.
На какие предприятия санкции повлияли косвенно
По данным ЦСР, 38 моногородов России, в которых живут 552 тыс. человек, хотяи не были включены в санкционные списки напрямую, все равно пострадали из-за косвенных факторов. При этом эксперты сомневаются в том, чтокосвенные эффекты окажут меньшее негативное воздействие на градообразующие организации и социально-экономическую ситуацию в моногородах, чем риски, связанные с прямым попаданием компаний в списки.
Например, Лебединский горно-обогатительный комбинат (Губкин, Белгородская область) поставлял на экспорт в Европу через территорию Украины больше трети выпускаемого железорудного сырья. В настоящее время производитель вынужден перенаправлять поставки через Дальний Восток, что сильно сказывается на сроках и себестоимости (в России нет глубоководного порта в Черноморском бассейне для отгрузки железорудного сырья). Для решения этой проблемы в 2021 году компания купила у Новороссийского судоремонтного завода долю25% в «Универсальном перегрузочном комплексе НСРЗ», который к 2023–2025 годам запланировал построить глубоководный причал для приема крупнотоннажных судов. Однако владелец Новороссийского судоремонтного завода попал под персональные санкции США, и теперь на компанию распространяются секторальные санкции по правилу 50%, что может затруднить продажу железорудного сырья в недружественные страны. Завод входит в группу НМТП, крупнейшим акционером которой является «Транснефть» (в марте ЕС запретил европейским компаниям совершать с ней сделки).
Можно предположить, что основные негативные последствия для социально-экономического положения моногородов страны начнут проявляться в третьем и четвертом кварталах 2022 года, полагают в ЦСР. Они могут быть выражены в сокращении работников в наиболее пострадавших отраслях, снижении заработной платы, уменьшении выпуска продукции и закрытии предприятий, которые не найдут вариантов для адаптации в новых условиях.
Пострадавшие предприятия будут до последнего использовать механизмы неполной занятости и нерабочих отпусков, однако массово закрываться из-за санкций не будут, полагает генеральный директор фонда «Институт экономики города» Александр Пузанов. Однако в дальнейшем государству стоит работать над сокращением числа моногородов за счет диверсификации их экономики, и эта динамика должна стать индикатором успешности госпрограмм по поддержке таких поселений.
«Опыт последних 50 лет показал, что существует некая управленческая ловушка: когда возникает вопрос об исключении населенного пункта из списка моногородов, это означает, что он теряет права на льготы и меры поддержки. Поэтому у многих возникает стимул остаться в этом статусе»,— заявил эксперт.
В тоже время есть и моногорода, устойчивые к санкциям, отмечают в ЦСР. Около 50 градообразующих компаний, несмотря на все проблемы санкционного давления, смогли быстро адаптироваться к новым условиям. В более выигрышном положении оказались предприятия военно-промышленного комплекса и производители автокомпонентов— аналогов импортных деталей, а также организации с невысокими темпами модернизации и внедрения современных технологий.
Например, завод «Освар» (Вязники) увеличил поставки фар отечественным автопроизводителям, так как в условиях санкций и удорожания логистикизакупать продукцию там стало выгоднее, несмотря на точто она сильно уступает по своим техническим характеристикам западным аналогам, говорится в исследовании. В целом благоприятная ситуация сложилась в таких городах, как Карачев, Кумертау, Вязники.
Авторы Теги Подпишись на Telegram РБК Будьте в курсе последних новостей даже в условиях блокировок