Директор по стратегическому маркетингу торговой сети “Пятерочка” Михаил ЯрцевДзен
Применение искусственного интеллекта и генеративных технологий может увеличить производительность бизнеса в ретейле в несколько раз в перспективе ближайших лет, считает директор по стратегическому маркетингу торговой сети “Пятерочка” Михаил Ярцев.
“Цифровизация в ретейле больше не рассматривается как отдельный процесс, проект или поддержка сервисных подразделений: она должна быть встроена в ДНК бизнеса”, – заявил эксперт корреспонденту РИА Новости.
В частности, по его словам, масштабирование автоматизации логистических процессов на складах и полноценное внедрение в перспективе роботов позволит оптимизировать в среднем до 20% персонала на каждом распределительном центре.
“Пока полноценная роботизация в магазинах кажется проектом более отдаленного будущего, так как сотрудник совмещает сразу несколько функций – он выкладывает товар, помогает покупателю, следит за качеством продукции. Все эти функции робот совместить не может и потому не заменит человека, а вот повысить качество и скорость работы с рутинными задачами – вполне. Уже сейчас цифровые решения все больше помогают разгружать персонал. Те же кассы самообслуживания переключают на себя более 50% трафика магазина, что позволяет сотрудникам заняться другими процессами”, – отметил Ярцев.
Эксперт полагает, что ближайшей целью будет применение ИИ и новых технологий на отдельных участках процесса, где это позволит повысить скорость, качество или высвободить экономически целесообразный ресурс. И такой подход сегодня – жизненная необходимость для бизнеса, способ повышения эффективности.
Например, в Х5 Group подтвержденный эффект по итогам 2023 года уже составил 5 миллиардов рублей – это прямой эффект на EBITDA всей компании, который составляет около 1,5%
По словам Ярцева, ретейл стабильно входит в топ-3 наиболее цифровизированных российских отраслей. Достигается это за счет применения сквозных технологий: искусственного интеллекта, мощной IT-инфраструктуры, собственной разработки и онлайн-платформ. Большой потенциал для дальнейшего внедрения ИИ, как он считает, лежит в плоскости замены человека там, где это способно существенно повысить качество реализации или гарантировать более высокий уровень исполнительской дисциплины. Например, это касается процесса закупок, составления ассортиментной матрицы и планирования спроса в условиях неопределенности. А вот заменить простые и дешевые операции роботами все же едва ли получится в ближайшее время.
X5 Group приобретает бизнес по производству готовой еды “Найс Айс”