Казначейство: доходы консолидированных бюджетов в 83 регионах выросли, в двух снизились Доходы бюджетов регионов в 2021 году выросли на 18%, снизившись лишь на Чукотке и в Крыму. В случае с Крымом это связано с уменьшением федеральных трансфертов после достройки трассы «Таврида». Собственные доходы республики выросли

Бюджетные доходы снизились лишь в двух из 85 регионов России

Ялта, Крым

Доходы консолидированных региональных бюджетов (регионы вместе с муниципалитетами) в 2021 году выросли на 18% к предыдущему году, до 17,55 трлн руб., следует из данных Федерального казначейства, которые изучил РБК. Без учета Москвы рост такойже (плюс 18%)— до 14,2 трлн руб.

Несмотря на общий рост бюджетных поступлений в регионах на 2,6 трлн руб., в отношении к ВВП они сократились впервые за семь лет, с пикового показателя 2020 года в 13,9%до 13,4% ВВП. Это произошло на фоне обесценения рублевой массы— инфляция в России в 2021 году оказалась максимальной за шесть лет. Но в целом доходы региональных бюджетов к ВВП в 2021 году все равно были намного выше среднего уровня последних десяти лет (12%) благодаря значительному объему федеральных трансфертов в субъекты с начала пандемии.

Снижение трансфертов для Крыма

Почти все российские регионы показали рост бюджетных доходов в прошлом году. Наибольший прирост продемонстрировали Липецкая, Тюменская и Вологодская области— на 49, 43 и 39%соответственно. Исключением стали два региона— Республика Крым и Чукотский автономный округ.

Если бюджет Чукотки недополучил только 0,46 млрд руб., или 0,9% доходов по сравнению с 2020 годом, то в Крыму их сокращение оказалось более значительным. Поступления в казну республики снизились (впервые за время нахождения в составе России) на 6,9 млрд руб., или на 3%, до 218,1 млрд руб.

Собственные доходы Крыма (налоговые и неналоговые) в 2021 году продемонстрировали рост— они увеличились с 61,6 млрд до 79,2 млрд руб., а сокращение общих доходов произошло за счет снижения безвозмездных перечислений Крыму из федерального бюджета— на 15%, или на 24,5 млрд руб., до 138,6 млрд руб. Собственные доходы республики растут с каждым годом, подчеркнули в Минфине Крыма в ответ на запрос РБК. Половину их обеспечили налог на прибыль (9 млрд руб.) и НДФЛ (31 млрд руб.), следует из данных Казначейства. Расходы Крыма в 2021 году остались на уровне предыдущего года— 223,5 млрд руб.

Трансферты регионам из федерального бюджета делятся на дотации, субсидии и субвенции. Среди них субвенции по определению не отражают никакой зависимости от центра, поскольку этими деньгами федеральное правительство обеспечивает финансирование переданных регионам собственных полномочий— например, по выплате пособий за рождение первого ребенка или по оплате услуг ЖКХ для определенных категорий граждан. Субсидии отражают софинансирование расходных обязательств федерального центра и субъекта. В узком смысле зависимость от федеральных средств показывают дотации— они позволяют покрыть нехватку собственных средств региона.

Доходы консолидированного бюджета Крыма сократились из-за снижения трансфертов, подтвердили РБК в Минфине России. На их размер повлияли замедление темпов распространения коронавируса, стабилизация экономической ситуации, а также поступление налоговых и неналоговых доходов бюджета республики опережающими темпами, добавили в ведомстве. Сокращение трансфертов связано со снижением объемов финансирования федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя» (в 2021 году они составили 33 млрд руб. против 60,4 млрд руб. в 2020 году), уточнили РБК в министерстве финансов Крыма. Там также отметили, что в 2020 году значительная часть трансфертов из федерального бюджета направлялась на автотрассу «Таврида», в то время как в 2021 году расходы на эти цели уже не осуществлялись в связи с окончанием строительства объекта.

В последние годы в Крыму было реализовано несколько мегапроектов на средства федерального бюджета. Наиболее крупными из них стало строительство Крымского моста, которое потребовало 228 млрд руб., а также реконструкция трассы «Таврида» стоимостью около 149,3 млрд руб. Госпрограмма социально-экономического развития полуострова предполагает выделение более 620 млрд руб. из федеральной казны в 2021–2025 годах.

Главные получатели дотаций

В 2021 году федеральные трансферты субъектам снизились на 100 млрд руб. по сравнению с рекордным показателем 2020 года и составили 3,68 трлн руб. В том числе регионы получили чуть более 1 трлн руб. в качестве дотаций— на 22% меньше, чем годом ранее. Более четверти всех дотаций, или 271 млрд руб., традиционно получили следующие пять регионов (их перечень не изменился по сравнению с 2020 годом):

  • Дагестан (77,5 млрд руб.);
  • Якутия (56,3 млрд руб.);
  • Чечня (51,8 млрд руб.);
  • Камчатский край (44,7 млрд руб.);
  • Республика Крым (40,7 млрд руб.).

Для большинства субъектов— 72— объем дотаций сократился по сравнению с 2020 годом. Наиболее ощутимое снижение было зафиксировано в Татарстане— с 25,2 млрддо менее чем1 млрд руб. В 2020 году республика получила крупнейшую дотацию на компенсацию выпадающих доходов в связи с пандемией COVID-19 (22,4 млрд руб.), которой в 2021 году уже не было.

Несмотря на сокращение общей суммы дотаций, она все равно превышает допандемийный уровень на 10,7%, отметила младший директор по суверенным рейтингам агентства «Эксперт РА» Татьяна Тирских. Снижение таких поступлений из федерального бюджета произошло по самодостаточным регионам, которые характеризуются высокой бюджетной обеспеченностью. В тоже время в четырех из пяти субъектов с наибольшей суммой дотаций доля собственных доходов в общем бюджете составляет менее 30%, а в Якутии— около 60%. Однако даже в этих регионах наблюдается снижение дотаций к уровню 2020 года, отметила эксперт.

В 2021 году собственная доходная база регионов достигла 13,6 трлн руб. и превысила допандемийные уровни (рост на 24% по сравнению с 2019 годом), подчеркнули в Минфине.

Направления роста расходов

Совокупные расходы консолидированных бюджетов субъектов в 2021 году увеличились на 8% и составили почти 16,9 трлн руб., следует из данных Казначейства. Учитывая инфляцию 2021 года (8,4%) или дефлятор ВВП (плюс 16,4%), в реальном выражении расходная часть региональных бюджетов не выросла.

С точки зрения федерального Минфина,«опережение темпов роста доходов над темпами роста расходов свидетельствует о взвешенной бюджетной политике регионов». Бюджеты регионов удалось исполнить с максимальным с 2000 года профицитом в 661 млрд руб. (в 2020 году— дефицит 677 млрд руб.), указали в ведомстве.

В 2020 году расходы росли более активно— на 15%, указала старший директор, руководитель группы региональных рейтингов АКРА Елена Анисимова. А в 2021 году наращивание ассигнований произошло в тех разделах, где в 2020 году наблюдалось торможение в связи сантиковидными мерами, обратила внимание эксперт. Например, по разделу ЖКХ расходы регионов увеличились на 27% после снижения их на 3% в 2020 году. В абсолютном выражении они выросли на 358 млрд руб.— это более четверти общего прироста.

Расходы на образование стали больше в 2021 году почти на такуюже сумму— на 345 млрд руб., отметила Анисимова. Увеличились и расходы на национальную экономику (на 10%, или 330 млрд руб.). Наибольший прирост произошел в тратах на транспорт (на 133 млрд руб.) и на дорожное хозяйство (на 150 млрд руб.).

Ассигнования на социальную политику в 2020 году увеличились на 24%, а в 2021 году — лишь на 4%, или на 125 млрд руб. Расходы на здравоохранение почти не выросли— плюс 1%, или 25 млрд руб., заключила экономист. В пандемийном 2020 году региональным расходам на медицину была задана высокая база: они выросли на 73%, превысив 2 трлн руб.

Несмотря на реструктуризацию коммерческого долга субъектов, расходы на его обслуживание возросли на 2% в 2021 году. Это отражение общего увеличения процентных ставок и выхода Москвы на рынок с большим относительно всего рынка субфедерального долга объемом заимствований, уверена Анисимова. В 2021 году Москва впервые после многолетнего перерыва вышла на рынок заимствований, разместив облигаций на 115 млрд руб. Агентство Moody's недавно предупредило, что ужесточение денежно-кредитной политики ЦБ приведет к росту стоимости обслуживания долга для российских регионов в диапазоне от 7 млрд до 55 млрд руб. в год. Стоимость нового фондирования возросла с 4–6% год назад до 9–11% в феврале 2022 года. Наиболее чувствительным повышение ставки станет для Новгородской, Омской и Московской областей, а также Республики Коми, поскольку у них велика доля рыночного долга, отметило Moody's.

Подпишись на Twitter РБК Получайте новости быстрее всех

Источник rbc.ru