Администрация США объявила «беспрецедентные» новые санкции в отношении российских госбанков, госкомпаний и поставок американских технологий в Россию. РБК разбирался, что значат эти ограничения
Администрация президента США Джо Байдена объявила второй транш финансово-экономических санкций против России за признание Донецкой и Луганской народных республик (ДНР/ЛНР) и вторжение российских войск на Украину. В сообщении Минфина США новые санкции названы «беспрецедентными», аМинистерство торговли США заявило об «обширных строгих ограничениях в области экспортного контроля». По словам Байдена, эти санкции «возложат суровые издержки на российскую экономику— как немедленно, так и со временем».
Блокирующие санкции против ВТБ и еще трех банков
Спустя пару часов после внесения банка ВТБ в санкционный список Великобритании (с заморозкой его активов в этой стране) аналогичное решение объявили власти США. В промежутке между этими объявлениями ВТБ успел объявить об измнениях вовладениинесколькими активами— за счет продажи двух акций снизил долю в Почта Банке до менее 50%, а такжепередал контрольный пакет в футбольном клубе «Динамо». Тем самым банк вывел эти активы из-под потенциального действия американских санкций (автоматически распространяются на компании, где доля подсанкционного лица 50%+). Отдельно США не стали вносить эти компании в санкционный список (в отличие от футбольного клубаЦСКА, принадлежащего ВЭБу и внесенного Минфином США в санкционный список).
Санкции никак не отразятся на счетах и вкладах клиентов банка, в том числе— номинированных в долларах США и евро, заверила пресс-служба ВТБ, однако клиентам— юрлицам там порекомендовали временно воздерживаться от проведения операций и расчетов в долларах и евро. Внесение банка в санкционный список SDN означает блокировку его активов в американской юрисдикции (это не значит, что какие-то конкретные активы уже заморожены), запрет на долларовые транзакции и запрет на проведение любых транзакций с американскими контрагентами (в том числе через корсчета). ВТБ стал крупнейшим российским банком, попавшим в список SDN. Но еще в мае 2018 года глава ВТБ Андрей Костин говорил, что у банка есть и «план Б», и «план В» на случай американских санкций.
Вместе с материнским ВТБ Минфин США внес в санкционный список 20 его «дочек», расположенных в России и еще восьми странах. В список SDN также добавлены банк «ФК Открытие» (принадлежит Банку России), Новикомбанк и Совкомбанк— на них распространяются теже ограничения, что и на ВТБ. Совкомбанк— первый крупный частный банк России, попавший под блокирующие санкции (согласно данным ЦБ, он подконтролен братьям Хотимским). Минфин США не объясняет попадание Совкомбанка под санкции какими-либо вредоносными действиями банка— только отмечает, что правительство России считает его системно значимым. Что касается Новикомбанка, то он, как указывает Минфин США, преимущественно работает в оборонном секторе и является опорным банком для госкорпорации «Ростех». Сам Новикомбанк не раскрывает аффилированных лиц, ссылаясь на российское законодательство, разрешающее закрывать информацию, связанную с гособоронзаказом или санкционными рисками, и соответствующее решение его совета директоров.
Американский закон CAATSA, принятый в 2017 году, делает обязательным введение санкций против неамериканских граждан и компаний, которые будут замечены в содействии «существенным транзакциям» в интересах российских лиц, находящихся под любыми санкциями США. Иными словами, теоретически любое взаимодействие с банком из списка SDN чревато для такого контрагента (включая российские организации) санкционным риском. Но против российских юрлиц задействование вторичных санкций маловероятно, говорил РБК директор французского отделения консалтинговой компании Aperio Intelligence Джордж Волошин.
«Уникальная» роль Сбербанка
В отношении крупнейшего банка РоссииСбербанка и 25 его дочерних организаций американские власти ввели менее жесткие ограничения, признавая «уникальную важность банка для российской экономики». Сбербанк внесен в другой список под названием CAPTA, в котором до этого фигурировал только один институт— китайский Bank of Kunlun (сам список был внедрен Минфином США в марте 2019 года, и тогда ведомство предупреждало, что в перечне могут оказаться российские банки). С 26 марта 2022 года американским финансовым институтам запрещается открывать или вести корреспондентские или транзитные (payable-through) счета для Сбербанка; соответственно, если такие счета с американскими банками у него имеются, они должны быть к этому времени закрыты. Кроме того, банки США должны будут отклонять платежи, в которых участвует Сбербанк.
В отличие от режима блокирующих санкций против ВТБ, американские банки не будут замораживать средства Сбербанка, если они окажутся в их зоне досягаемости, а должны будут только отклонить транзакцию. Кроме того, американцам в общем виде не запрещаются другие транзакции со Сбербанком, в которых он может выступить как, например, покупатель услуг (к примеру, лицензии на Windows или другое программное обеспечение).
«Сбербанк внимательно изучает новые условия работы в связи с объявленными санкциями в отношении корреспондентских счетов»,— заявил банк, подчеркнув, что работает в штатном режиме.
Усиленные секторальные санкции
Чтобы ограничить возможности России «по финансированию вторжения на Украину или других приоритетов президента Владимира Путина», Минфин США расширил и ужесточил действующие с 2014 года секторальные санкции, которые до настоящего времени предполагали запрет для американских граждан и компаний приобретать новые акции или долгосрочные облигации пяти госбанков (Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, Россельхозбанк и ВЭБ.РФ), нефтегазовых компаний «Роснефть», «Газпромнефть», «Транснефть» и НОВАТЭК, а также госкорпорации «Ростех». В свое время эти санкции заставили российские банки и компании активно сокращать внешний долг, а новых акций эмитенты, находящиеся под секторальными санкциями, с тех пор не выпускали.
Теперь США унифицировали для всех компаний под секторальными санкциями предельный срок долговых обязательств, которые американцам можно приобретать,— до 14 дней. Иными словами, американские инвесторы вправе одалживать этим компаниям средства на срок до двух недель, тогда как раньше эти сроки варьировались от 14 дней для банков до 60 дней для нефтегазовых компаний. Эти сроки имеют практическое значение, когда находящиеся под секторальными санкциями компании покупают у американских поставщиков разрешенные товары или услуги: последние обязаны получить платеж от российской компании в пределах допустимого срока, вытекающего из условий секторальных санкций, с даты выставления инвойса.
Одновременно расширился список компаний, подпадающих под эти секторальные ограничения на привлечение американского финансирования. Добавились Московский кредитный банк (МКБ), Альфа-банк, «Совкомфлот», Российские железные дороги (РЖД), АЛРОСА, «Газпром», «Ростелеком» и «РусГидро». В последние пару лет еврооблигации размещали РЖД, АЛРОСА, Альфа-банк, «Газпром», МКБ. Теперь участие американских инвесторов в будущих евробондах этих компаний станет практически невозможным. «Газпром» ранее был только под технологическими секторальными санкциями, запрещающими американцам поставлять оборудование для трудноизвлекаемой нефти. В пресс-службе «Ростелекома» РБК сказали, что портфель привлеченных средств у компании исключительно рублевый.
Риск блокирующих санкций США не распространяется на неамериканских лиц, которые совершают сделки с российскими банками и компаниями, находящимися под новыми секторальными санкциями, указывает Минфин США. В то же время неамериканские лица могут быть подвергнуты блокирующим санкциям, если они существенным образом содействуют банкам, попавшим в список SDN (ВТБ и др.).
Смягчающие исключения для банков
Минфин США выпустил несколько генеральных лицензий, в порядке исключения разрешающих американским финансовым институтам не блокировать средства ВТБ и других банков, попавших в список SDN (кроме Новикомбанка). Так, если ВТБ или, например, Совкомбанк совершит платеж в адрес американского банка в период до 26 марта 2022 года, контрагент должен будет лишь отклонить такую транзакцию и вернуть деньги. Аналогичная транзакция после 26 марта приведет к замораживанию средств американским банком, следует из условийлицензии.
Если по условиям досанкционных договоренностей американский контрагент должен перевести средства в адрес ВТБ, «Открытия» или Совкомбанка, он может беспрепятственно сделать это до 26 марта, следует из другой лицензии. Кроме того, американские инвесторы, владеющие долговыми инструментами (например, еврооблигациями) ВЭБа, «Открытия», Совкомбанка, Сбербанка или ВТБ, вправе продать их или передать нерезиденту США (например, российскому инвестору или самому эмитенту) в течение трех месяцев— до 25 мая.
Самые важные исключения касаются торговли российскими энергоносителями. Американским компаниям до 24 июня 2022 года (затем срок может быть продлен) разрешены любые сделки с участием ВЭБа, Сбербанка, ВТБ, Совкомбанка и «Открытия», относящиеся к энергетике, — в том числе покупке сырой нефти, нефтепродуктов, природного газа, угля, урана. Администрация Байдена решила не вводить ограничений, которые напрямую моглибы затронуть российские энергетические компании, опасаясь дальнейшего роста цен на нефть и газ. За 2021 год российские компании отправили непосредственно в США нефти и нефтепродуктов на $8,7 млрд, следует из данных ФТС России, а с учетом поставок через третьи страны в США пришло еще больше российской нефти— более $17 млрд, по данным американских властей.
Наконец, разрешены платежи в адрес российских банков, которые традиционно собирает «Аэрофлот», за транзитные перелеты через российскую территорию американских гражданских самолетов и за экстренные посадки американских самолетов в России. В свою очередь, американцы смогут получать российские платежи за услуги санитарной авиации, предоставляемые российским гражданам и оплачиваемые через подсанкционные банки.
Вопрос о SWIFT
После объявления новых санкций американские журналисты спросили Байдена о возможности отключения российских банков от базирующейся в Бельгии международной системы финансовых сообщений SWIFT, которая делает международные платежи удобными, быстрыми и защищенными. Президент США объяснил, что такая опция обсуждалась, но в настоящее время часть европейских союзников против ее применения к России. Некоторые конгрессмены активно призывают Байдена отключить российскую банковскую систему от SWIFT.
Байден указал, что введенные санкции против российских банков, включая блокирующие санкции на ВТБ и запрет на американские корсчета для Сбербанка, превосходят по мощи потенциальное отключение от SWIFT. Он также сообщил, что существует возможность введения санкций против лично Владимира Путина.
Экспорт технологий
Отдельные санкции были объявлены по линии Министерства торговли США, и это может считаться ключевой из новых мер. По сообщению ведомства, новые ограничения нацелены на то, чтобы лишить такие сектора российской промышленности, как оборонно-промышленный комплекс (ОПК), самолетостроение и судостроение, важнейших технологических элементов. Объявленные ограничения по линии экспортного контроля— крупнейшие, которые когда-либо вводились в отношении одного государства, отметил Минторг США.
Американский экспортный регулятор BIS отныне будет отказывать экспортерам в выдаче лицензий на поставку в Россию «чувствительных» продуктов для оборонной, аэрокосмической и судостроительной отраслей. Прежде в отношении многих таких товаров не было никаких ограничений на экспорт в Россию. Среди них— полупроводники, компьютеры, телекоммуникации, оборудование для информационной безопасности, лазеры, сенсоры. Ключевые подробности относительно сферы действия данных ограничений власти США изложат в соответствующем нормативном акте 25 февраля.
Белый дом подчеркивает, что ограничения на поставки в Россию технологий будут многосторонними, что демонстрирует «беспрецедентный» уровень сотрудничества Запада. Сопоставимые меры собираются ввести ЕС, Австралия, Япония, Канада, Новая Зеландия, Великобритания. По оценкам администрации Байдена, это позволит более чем в два раза сократить российский импорт высокотехнологичной продукции, новый экспортный контроль охватит потенциальные поставки объемом до $50 млрд из западных стран (всего, по данным ФТС,Россия в 2021 году импортировала товаров на $293 млрд). Все эти санкции и ограничения окажут «существенное воздействие» на российскую экономику, которое почувствуют обычные россияне, отмечает в комментарии Институт международных финансов (IIF, глобальная банковская ассоциация). Там допускают, что российский ВВП в реальном выражении в 2022 году сократится.